Пока я созреваю к написанию второй части про стихи-песенки, именно сейчас хочу узнать у вас, как вы структурируете элементы урока\ритмической части?
Здесь я не про вдох-выдох, а, скажем, про смысловое.
У меня есть мечта создать себе шаблон-таблицу (планировщик, как для меню), куда бы я на каждую эпоху просто вписывала новые упражнения.
Я поделюсь своим пониманием. У меня не получается выстроить драматургически целое действо. Я так понимаю, что это 80 level вальдорфского педагога :)
Когда я структурировала все элементы урока, то у меня получилось 4 больших группы:
1. упражнения, где главное - движение, телесно-ориентированная направленность, крупная моторика
2. речевые упражнения мелких форм + мелкая моторика (скороговорки, пальчиковые игры, логопедические упражнения и т.д.)
3. речевые упражнения крупных форм (сказки, большие стихи и песни, истории, пересказы и пр.)
4. деятельность, итогом которой остается материальный след (рукоделия, работа с тетрадью, игра на музыкальном инструменте и пр.)
И я расположила их в порядке убывания количества упражнений на единицу урока, но по увеличению времени, затрачиваемому на упражнение.
Теперь я более ясно вижу, что на 5-6 упражнений 1 и 2-го пунктов нужно по одному из 3 и 4-го.
Как вы создаете скелет вашего урока\ритмической части, по каким принципам?
Настя, привет!
ОтветитьУдалитьТак, как я поняла твой вопрос.
То есть - в идеале создать шаблон-таблицу, куда вписывать соответствующие упражнения.
При этом есть четыре группы
1. Крупная моторика
2. Мелкая
3. Работа материальная
4. Сказка/история.
У меня тоже такая мечта, друг мой. Все ленюсь сесть и записать эту таблицу, а ведь даже целый семинар этому посвятили однажды на Живом образовании.
Так вот. Как я понимаю, ты сама выделила эти группы?
Примите мое респектование, если так, ибо я это все уяснила только из изучения книг с планами уроков.
Ты совершенно права. Есть ритмическая часть, есть часть работы собственно с предметом изучения (понимательная часть, устная работа и работа в тетрадях или над проектом), и есть история.
Структура классическая такова:
1. Ритмическая часть в начале урока - от широких жестов и движений к более мелким (состредоточение, концентрация). Помогает проснуться, встряхнуться, прийти в себя после дороги до школы или после пробуждения/завтрака. Чем младше класс, тем больше эта часть. Может доходить до 40 минут.
К 4 классу это уже 15 минут примерно.
2. Часть Рассказывания историй. Это обычно дается в конце. И соответствует классу и эпохе. Например - первые классы - это волшебные сказки. К зиме - зимние, к фонарикам - про гномов.
Второй класс - басни и легенды о святых людях. Тоже чередуются в соответствии с сезонами. Например, про Святого Мартина можно поведать к празднику фонариков (дня Св. Мартина), а басню про Стрекозу и Муравья - к зиме.
У нас сейчас индийские мифы.
3. Часть работы с тетрадью или проектом. Предварительно - раскрывается тема. Желательно, идти от постановки проблемы, загадки к совместному с детьми решению. Например, изучаем тему "непроизносимые согласные в корне слова". Пишем какой-то текст вместе, ребенок подсказывает, какая буква дальше. Оп, "здраствуйте?!" - или все же "здраВствуйте"? И пошли раскручивать, как доказать, что В пишется, хоть и не произносится. Потом поняли, как это доказать. Записали в тетрадь.
При этом у каждой темы трехчастный ритм. Вводим новые знания, повторяем, закрепляем.
Например, на первом уроке затронули проблему. На следующий день - вспомнили, что делали, записали вместе, алгоритм проверки. На третий день повспоминали для закрепления.
Так вот - я увидела, что предел внимания - 15 минут. Поэтому у нас с утра идет ритмическая часть - не 40 минут (это слишком долго и даже маленьких расхолаживает), а минут 15-10.
Потом начинаем ставить проблему - это минут 15-20, если разойдемся. Но лучше остановиться раньше, иначе становиться сложно ребенку, и я обычно понимаю, что если я раздражаюсь, то уже предел и моей концентрации пройден. Опять переходим к "подвигаться" - это может быть или ритмическое освоение нового материала (как про прямые или кривые в эпоху форм, или стихи с движениями, если к примеру тема глаголов у нас была, или поиграть по принципу "съедобное/несъедобное" в глагол/существительное и т.д. ) Или стихи по сезону, которые потом можно тоже развернуть в задачу какую-нибудь.
А потом работа в тетраде - записать примеры, которые сегодня разбирали, правило, которое сформулировали и т.д.
Опять подвигаться. И к рассказыванию истории переходим.
То есть вдох=выдох - подвигалис
Оля, мне легче набить свои шишки, а потом их структурировать, чем анализировать чужой опыт :)
ОтветитьУдалитьСпасибо тебе за ценные замечания о "от широких жестов к мелким", про то, как организованна часть с введением нового учебного материала- именно со структурой этой части у меня затык и сплошная прокрастинация. И про время. У меня в голове есть знание о сдвоенном главном уроке. И я парюсь, что у меня как-то все сильно быстрее.
Оля, а ты можешь распространить, возможно на каком-то конкретном примере конкретного урока, как организована вот эта часть номер три.
И второй вопрос про часть номер 2. Тематика историй понятна. Каким образом история\сказка увязывается вообще с уроком (та сама драматургия, которая мне не дает покоя), история рассказывается пять раз в неделю одна и та же или как-то меняются (это ж умереть-не встать искать истории на каждый день О_О)?