У меня методический вопрос.
Откуда вы берете информацию по эпохам. Когда, какие и как (английские и немецкие источники тоже пойдут, будет стимул подучить языки)?
Я наивно думала, что эпохи для первой семилетки - это только эпохи праздников.
Следующие - в соответствии с учебной программой (а она где водится?).
В книге "Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы" Дика Брюна я прочитала, что в детском саду проводится эпоха мастеров, когда приглашаются профессионалы для демонстрации своей профессии (кузнецы, пекари, художники и пр.).
Тут у меня нервно задергался глаз, и я испугалась, что упускаю что-то архиважное.
Мне очень важно сейчас перед глазами видеть программу (точнее, опорные точки), чтобы не разбрасываться, видеть перспективу и попытаться организовать процесс логично и последовательно.
И прошу Олю делиться тем, как проходит процесс обучения твоей старшей дочери сейчас (сочетание вальдорфской программы и российских стандартов образования). Хотя бы обозначением вот этих опорных точек - чтобы можно было увидеть перспективу тем, кому скоро предстоит пройти по тому же пути.
Настя, привет!
ОтветитьУдалитьТоже читала Брюна, но не запомнилось про эпохи мастеров.
Мне пока что хватает эпох подготовки к праздникам. У меня не получается разом впитать и создать все вальдорфские традиции. А уж, что у тебя нервно задергался глаз, очень понимаю.
У нас в третьем классе должна была быть эпоха ремесел и эпоха земледелия. Но для меня эти темы малоподъемны (в том объеме. что их дают в хорошо отлаженной вальдорфской школе). Поэтому глаз у меня тоже ой-как подпрыгивает, бедняга. Но знаешь, когда я прочитала о твоих переживаниях, взглянула на себя со стороны, то мне стало легче.
Может быть и тебе будет легче, когда узнаешь, что не одинока.
Сочетание вальдорфа и обычной программы для отчетности идет мучительно до слез! Насколько логична, красива, элегантна вальдорфская программа, настолько же хаотична, нервозна и бессмысленна обычная. Я понимаю, почему многие учителя такие нервные, ведь они отвечают за то, чтобы дать материал в бессмысленном объеме, раздроблено, не в то время. Это все равно, что кормить ребенка кошачьим кормом. Я так рада, что программу второго класса обычной школы мы изучаем сейчас и что есть хоть какой-то опыт подачи материала образно и целостно.
Но невозможность получать вальдорфское образование на дому меня угнетает, периоды безысходности все время накатывают.
Оля, я тебе сочувствую :(
УдалитьМеня пока не касается это сочетание жизни и программы. И вопрос как дилетанта (я не представляю вообще как будет организовано домашнее обучение у нас): а если разделить мух и котлет, в смысле, что вальдорф своим чередом, а общеобразовательная своим. Есть какие-то моменты, которые совпадают, есть, где какая-то из систем идет вперед другой. А вообще, на подготовку к общеобразовательной программе сколько времени в день уходит? Если как пишут в статьях "ура, ДО", что не больше одного-двух часов в день, то может и сделать эти два часа абсурда выделенными, без всяких попыток соединить несоединимое, а остальное время заниматься именно по вальдорфской программе. И не сочетать, то что идет одинаковое, а вести параллельно? Я наивна? Сейчас сформулирую вопросом: почему именно сочетание программ, а не параллельное их применение?
Тут у меня включается прагматизм (мне тоже стало легче, что не у меня одной дергается глаз): пока я освою хоть немного эпохи праздников на уровне Гоши, потом буду осваивать школьные эпохи с тем же Гошей, а с Мишей эпохи праздников будут только дополняться и уточняться. С Мишей освоение школьных эпох будет попроще, а для третьей ляльки эпоха праздников будет уже нормой, и школьная программа тоже обкатана. У меня будет прогресс без излишних нервов, что не неидеальная мать. Старшие дети будут все равно участвовать в жизни с младшими, следовательно дополучат то, что я смогу дать. Лучше в 15 лет получить нужный образ, предназначенный для десятилетки, чем не получить его совсем. А общеобразовательная программа будет идти своим чередом. Кстати, еще вопрос: так ли это важно давать кривые образы общеобразовательной программы вальдорфскими методами?
В общем, я оставлю все это многословие, хотя у меня собственно два вопроса про возможность параллельности программ и про стоит ли с вальдорфской методикой лезть в ту программу, которая с ними конфронтирует?
Оля, как по английски будет то, что у нас называется "эпоха"?
УдалитьBlock
УдалитьНастя, привет!
УдалитьСпасибо за идеи! да, я так и думала, чтобы давать параллельно, но как выяснилось, это не так просто.
Может быть это потому, что я начала преподавать только в третьем классе вальдорфской программе и как раз начался первый обычный.
И я не была готова ко всему этому.
В обычной программе втиснуто гораздо больше, что-то совпадает с вальдорфом, что-то нет, так что сложно понять, как правильно действовать и поступать.
Образы в обычной программе не кривые, нет. Их просто нет. Как нет и живого смысла. Видно, что есть какое-то понимание у составителей, своя логика, но такое чувство, что ее уже мало кто понимает.
И например, как можно в первом классе рассказывать детям что есть транскрипция и фонетически нужно записать [карофа] вместо корова? Это ребенку, который еще только учиться читать?
В вальдорфе же письменный буквы осваивают к концу второго класса, и акцент на целостном восприятии фразы как графического объекта, чего-то красивого, ритмичного.
Второй класс обычной школы - раслечененка слова. У ребенка (особенно если его в 6 лет отдали) еще целостное восприятие мира и слова, а ему уже предлагается из слов выкорчевывать корень.
В вальдорфе же это делается в третьем классе, как раз когда большинство детей начинает видеть разнообразие мира, и начинает ощущать свое отделение от него. Тут как раз корень важен - да, мы разные, но корень у нас общий.
Причем про корень - это тоже песня отдельная. Ребенок с развитым чувством языка видит родство разных слов - например: лопата, лопух, лопасть, ан нет. Это не однокоренные слова. На мой же взгляд (и этот взгляд подтвердился на ряде лингвистических сайтов) - это однокоренные слова (ведь происходят же из одного корня), но не родственные (так как смысл у них разный).
Ну и так далее. Мне приходится все время пояснять, что ученые так договорились для учебников.
А есть просто ненаучные в своей нелогичности и неточности вещи, вроде определений в учебниках русского языка.
Или правил, которые непонятно почему существуют.
И для этого нужно найти образное решение. Я считаю, что такой материал еще важнее дать в образе, найти связи с жизнью, с практикой, с опытом.
Ну и моя добросовестность не позволяет посадить дите с книжкой, сказать, читай от сих до сих, выполни упражнения, и проверить. Кроме того, когда ты преподаешь в вальдорфском (да хоть в каком ориентированном на ученика) ключе, то тебе важно видеть не на бумажке, а в общении, как он понимает материал.
Хотя мне сложно удержаться от крепких выражений и язвительных замечаний.
И уже увидела, что это плохо, что А. начала повторять, про то, что вот, мол, дебильный вопрос в тесте.
Это меня встряхнуло, побудило посмотреть на вещи под другим углом, найти для себя понимание, зачем так делается. Так что, думаю, историю образования А. будет хорошо знать :)
С другой стороны, благодаря такой трудоемкой работе, я начинаю лучше понимать и чувствовать математику, язык, географию, узнаю много нового. Но дается мне это тяжело :(
Оля, привет!
ОтветитьУдалитьПрости, если вдруг напрягла тебя своей наивностью.
Нда... (это я по поводу своих оптимистических представлений).
А то, что школьная программа у вас началась параллельно третьему классу вальдорфской, это что-то дало?
Гоше же 7 в следующем году, и т.к. ДР у него в сентябре, я хочу еще на год оставить дома (на момент 1го сентября 2016 года ему еще будет 7). И планирую вальдорфскую программу первого класса начать как раз с семи лет (или даже уже после Нового года). Стоит или нет начать раньше вальдорфскую программу? Какими недостатками\преимуществами такого подхода ты можешь поделиться?
Гоше уже 7 лет! Как же время летит! Мне все кажется ему три :)
ОтветитьУдалитьИ просто он очень развитый :)
Настя, какой напряг, напротив, я когда прописала это все и излила душу, мне легче стало.
>А то, что школьная программа у вас началась параллельно третьему классу вальдорфской, это что-то дало?
Да, конечно дало, ведь в 7 лет А. спокойно изучала буквы, цифры, вязание, простейшие мелодии на флейте и прочая.
В школу мы поступили, когда ей было 8, экзамен первый сдавали, когда было 9. Она спокойно отвечала, многое мы знали.
И в принципе - подготовка к экзамену заняла месяц.
Сейчас понимаю, что это выглядит примерно так - мы идем по Вальдорфу, потом месяц (в этом году - полтора) - на проверку знаний к тестированию и на само тестирование (два раза в год в этом году). В принципе - это несколько купирует вальдорфскую программу, а с другой стороны, дает возможность таких возвратов в прошлое, повтора пройденного материала, тем более что обнаружились значительные пробелы в знаниях за второй класс, и получается мы их ликвидировали быстро.
И я вижу, что сейчас можно меньше времени уделять проживанию информации, лучше работает абстрактное мышление.
В целом, если вальдорф подробнее останавливается на каких-то темах, разрабатывает их глубже, а обычная программа идет где-то на год с опережением. Так что разрыв в два года меня устраивает в целом.
Но когда думаю, чем дети вынуждены заниматься в обычной школе - то просто волосы дыбом встают, особенно при тенденции детей в 6 лет в школу отдавать.
> ДР у него в сентябре, я хочу еще на год оставить дома (на момент 1го сентября 2016 года ему еще будет 7). И планирую вальдорфскую программу первого класса начать как раз с семи лет (или даже уже после Нового года).
То есть Гоше будет в сентябре 2016 семь лет. А учебный год 2015 можно посвятить первому классу? Ну так это же зашибись!
>Какими недостатками\преимуществами такого подхода ты можешь поделиться?
Главный недостаток - это то, что приходится тратить время и сопоставлять программы - это все равно трудозатратно и нервирует! Как было бы хорошо, если бы можно было идти только по вальдорфу, если бы у наших вальдорфских школ были дистанционные программы поддержки!
Вальдорфская программа сложная, глубокая, она требует (как и школьная впрочем) обдумывание, нахождения образов и т.д).
Когда погружен в вальдорф, то очень остро чувствуешь нелепость экзамена, надуманность вопросов, их оторванность от жизни.
Меня это тоже раздражает.
С другой стороны - практика ежедневной медитации, которая настоятельно рекомендуется воспитателю в рамках вальдорфской концепции, успокаивает нервы и помогает собраться.
А общение с инстанциями - это часть моего участия в социальном организме, тоже важно уметь это делать и развивать навыки.
И вот еще - я думаю, что да, программу первого, второго классов реально можно проходить за два часа в день, если дать ребенку книжки, отметить "читать от сих до сих", пояснить непонятные места, проверить решенные примеры.
Но для меня сейчас это не подходит совсем. Вот сейчас в 9 лет - да, можно дать человеку учебник и прорешать часть задач. Видно, что это воспринимается, как ребусы и решается как семечки - в удовольствие. Поэтому, я надеюсь, что дальше мы будем увеличивать время самостоятельной работы над чем-то. Возможно - репетиторов приглашать (по физике, к примеру). Но главный урок - а это блок минимум два часа в день - скорее всего останется.