Во вторник собрались клубом, в сильно сокращенном составе.
И очень эффективно, применив метод ментальной карты и планирование в четыре столбика, спланировали подготовку к празднику Спирали.
Хоровод
Стихи в хоровод:
1. Введенский А.И.«Лошадка»
2. ЧТО ЭТО БЫЛО?Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!"
1940
1940
Даниил Хармс. Собрание сочинений.
Москва: Виктори, 1994.
3.
Снежок
Николай Некрасов
На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! - Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Пальчиковые игры1. Здравствуй, белая овечка,Шубка теплая, в колечко. Пострижем к зиме овечек, Настрижем себе колечек. Шерсть напрядем и смотаем в клубочки. Из шерсти овечьей мне бабушка свяжет И шапку, и шарфик, и свитер, и даже Снежного белого цвета носочки. 2. Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. Мы капусту в рот кладем. Сок капустный пьем, пьем. Песенки1. Народный хоровод "Уж я улком шла, переулком шла"Послушайте, как звучит хоровод по ссылке - какой там перелив мелодии.Хоровод отличный и в тему для пробуждения "генетической" памяти ритмов рукоделия (даже если таковая не существует, все равно, что в душе отзывается). Как раз в это время начиналась работа по прядению. И этот хоровод имеет прямое отношение к теме пряжи, прях и зимних посиделок. Мы играли в такой вариант игры: Уж я улком шла, Переулком шла, Клубок ниточек нашла, Нитка тянется, Перетянется, Клубок катится, Перекатится, Клубок дале, дале, дале, Нитка доле, доле, доле, Я за ниточку бралась, Тонка нитка порвалась. Когда мы стоим в хороводе (уже! мы ведь читаем уже стихи, поиграли в пальчиковые игры), нужно встать так, чтобы рядом стояли два взрослых. Начинаем петь песню, а ведущий хоровода начинает вести всех за собой. Тогда как его сосед остается на месте. Руки не расцепляем, держимся друг за друга, и тогда получается, что весь хоровод закручивается в спираль. А когда все закрутились, то центр хоровода пытается выбраться наружу, вытягивая за собой собой нить всех остальных. Но с детьми так играть сложно - ведь они еще маленькие и "нить" порвется. Поэтому можно закручиваться и раскручиваться из спирали. Барашеньки-крутороженьки Барашеньки-крутороженьки По лесах ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Деток потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп. А козлище из хлевища Ножищами топ-топ Тут очень хорошая запись песенки |
Коваленков А. (слова), Книппер Н. (музыка)
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой надо спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он зимою безмятежно
Спит теперь под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Чтобы составить хоровод важно прочитать стихи вслух и с выражением (смешно звучит, но это очень действенно), понять для себя, какие образы за ними стоят, какой ритм. И тогда можно "тасовать" стихи на свой вкус, создавая свой хоровод.
UPD Аудиозапись того, как можно проводить хоровод, объединяя разрозненные стихи в нечто целое. Этому я научилась у Евгении Филатовой и Гульдерай Раисовой в вальдорфском семейном клубе "Солнечный дом". Это просто пример, для вдохновения, а вообще я не думала, что интонации такие пионерские, есть над чем поработать.
UPD Аудиозапись того, как можно проводить хоровод, объединяя разрозненные стихи в нечто целое. Этому я научилась у Евгении Филатовой и Гульдерай Раисовой в вальдорфском семейном клубе "Солнечный дом". Это просто пример, для вдохновения, а вообще я не думала, что интонации такие пионерские, есть над чем поработать.
Я бы начала с "Почему медведь зимой спит", потому что она смешная, и детей легко вовлекаются в ее театрализацию.
Потом бы напомнила, что холодает, и пора солить капусту и вязать теплые вещи. Тут поиграть в пальчиковые игры. (После изобразительной в полный рост песни - сесть и сосредоточиться на жестах рук).
Потом бы сделала бы хоровод "Уж я улком шла".
Это мягкая, спокойная активность.
На этом можно и остановиться. Как однажды сказал В. М. Ауэр нашим садовницам: "Вашего хоровода хватит на полгода нашему саду". Так что минимализм - это хорошо!
Но если чувствуется, что не достает чего-то, то можно дальше перейти к стихам про "Лошадку" Введенского. Она очень ритмичная и в то же время текучая. Они не зимние, просто мне нравятся очень (хотя чинить водопровод могут и зимой, как это не ужасно :) ). И детям обычно нравиться изображать лошадку и старушек.
Мне кажется, что это холерического тепмперамента стихи.
Потом можно опять "уменьшиться" и сделать пальчиковую игру по Хармсу, которая заканчивается вопрошающим жестом.
А завершить все "Снежком" Н. Некрасова, его повествовательная интонация поможет настроиться детям на свободную игру.
Настя, специально для тебя записала еще "Белые снежинки". Звучит совсем не бравурно-детсадовски, да ведь? Не судите строго, думаю, такие записи могут способствовать умалению роли перфекционизма. Как видите, не нужно быть Галиной Вишневской, чтобы петь своим детям %)
Начнешь делать и примечать, что идет, что нет, как дети реагируют. И всегда можно поменять. Однако дать себе время распробовать первоначальный вариант.
Что думаете?
P.S. Прошу прощения за странности форматирования, потратила 40 минут на исправления, и ничего не получилось. Если кто знает, как сделать, чтобы фразы не выходили за границы сообщения - буду признательна за подсказку.
P.S. Прошу прощения за странности форматирования, потратила 40 минут на исправления, и ничего не получилось. Если кто знает, как сделать, чтобы фразы не выходили за границы сообщения - буду признательна за подсказку.
Оля, очень душевное исполнение. Мы с детками обнявшись слушали песенку. Да, от исполнения очень многое зависит. Если перепишу последний куплет про детский сад (сильно режет слух), то разучим ее.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Ждем окончания. А то последний куплет еще и преждевременно вводит тему нового года, а снежинки еще только выпали с утра.
УдалитьСлушай, где вы находите все эти стихи и песни? Сами помните из детства? Ресурсы есть какие-то, где собрано все в кучу? Или перебираете кучу ссылок, чтобы найти пару жемчужин?
ОтветитьУдалитьИ поняла одно из своих непониманий хоровода: мне все эти замечательные стихи и песни по отдельности нравятся, но я не вижу драматургию что ли. С первого взгляда и прочтения - просто набор стихов с зимней темой. Система "вдох-выдох" - не объединяющая, а организующая. Как сделать из этого целое? Точнее, как ты делаешь из этого целое?
Перебираем, ищем. Кстати - много стихов в учебнике литературы оказалось, и как раз по сезонам разделены.
УдалитьА так - да, ищу, по сайтам. Потешку про овечку в саду услышала, но не нашла оригинальный текст, так что досочинила сама разные обрывки, отсюда корявость некоторая.
Но очень мне нравится почему-то про колечки овечкины. Хе-хе.
Сделала дополнение в тексте - можно послушать пример хоровода.
УдалитьПодумала, что труд значительный все это найти, собрать, объединить. Понятно почему на англоязычных вальдорфских сайтах все эти подборки продаются, ведь все это собрать и опубликовать - это отдельная песня!
УдалитьОля, слушала несколько раз запись с хороводом. От меня ускользает принцип создания целостности, именно драматургия (я вижу хоровод как некое драматургическое целостное действо, объединенное сюжетом или еще чем-то).
УдалитьВсе части, кажется, соединены искусственно "вот в это время капусту квасили - про капусту споем, а еще в это время с шерстью работали - про овечек станцуем".
Т,е. тематически подборка сделана верно (опять же подчеркиваю, что с т.з. мои личных ощущений), но вот объединение по временному фактору (в это время выпадает снег, медведь ложится в спячку, квасят капусту и прядут) мною не чувствуется как драматургически-объединяющий.
Может быть я не вижу еще каких-то моментов?
Для меня вопрос хоровода очень сейчас очень сложен. Я продолжаю категорически не понимать этот вид деятельности.
Настя, ну да, ты права. Все части соединены искусственно - это разные песенки и стихи, они не написаны специально для драматургической постановки одним автором. Я собрала то, что мне нравится и интересно, то что хотелось бы дать детям и объединила общей темой - в данном случае - сезоном. Что характерно для этого сезона? Какие сезонные работы делались?
УдалитьРазве нужно было бы подбирать эти стихи и песни, живи мы сами в ритме года? Вот будь у меня дома прялка, овечка, ткацкий станок - тогда мне не нужно было бы делать искусственный хоровод. Я бы просто села с веретеном и жужжала бы песеник потихоньку. Дети бы носились с соседскими детьми целыми днями, забегая домой покушать, дедушка бы им сказки сказывал.
Пою про капусту не потому, что в это время капусту квасили, а потому, что мне нравится потешка про капусту (ну и к слову, мы ее действительно квасим в это время), и я вживляю ее в ткань хоровода.
Да, думаю большинство взрослых людей чувствует себя искусственно и натянуто в такой сфере деятельности. Это странно - играть так с детьми, не Гамлета или Офелию, а "барашенек-крутороженек".
Может быть тебе поможет разобраться с хороводом размышление над тем зачем он вообще тебе нужен?
Девочки, очень вдохновляюще. Спасибо большое!
ОтветитьУдалить