Под катом приведу текст сказки и ветку комментариев.
Гном-Тихогром
ИС: По дорогам сказки. Сказки писателей разных стран в пересказах Т. Габбе и А. Любарской. М., «Детская литература». ДТ: 1973 Жил на свете мельник. Был он стар и беден, и ничего-то у него не было хорошего, кроме дочки. Зато дочка и вправду была хороша - красивая, веселая, работящая. Старик нахвалиться ею не мог. Вот раз довелось мельнику разговаривать с самим королем. Ну, каждому человеку приятно своими детьми похвастаться. Он возьми да и скажи:
- Есть у меня дочка. Уж такая умница, такая разумница - из соломы золотую пряжу прядет!
Король очень удивился.
- Неужели, - говорит, - из соломы? Это мне нравится. Если твоя дочь и в самом деле такая мастерица, приведи ее завтра ко мне во дворец. Надо испытать ее искусство.
Мельник очень обрадовался. А на самом-то деле рано было радоваться. Он, видите ли, попросту хотел сказать, что дочка у него славная рукодельница и может даже из плохого волокна напрясть хорошей пряжи, а из плохой пряжи - наткать хорошего полотна. Только и всего.
А король подумал, что она и вправду умеет прясть из простой соломы золотую пряжу.
В том-то и беда, что короли не всегда понимают, о чем толкуют простые люди. А простые люди не всегда знают, что думают короли.
Но как бы там ни было, а мельник очень обрадовался такому почетному приглашению и велел дочке собираться назавтра в гости к королю.
Она принарядилась, как могла, - надела свое праздничное платье, цветную ленточку на шею, колечко на палец - и, веселая, отправилась во дворец, раздумывая по дороге о том, что ей велят делать - ткать, шить, вязать или всего-навсего чистить кастрюли и мыть лестницы?..
«Ну пусть что хотят, то и приказывают, - говорила она себе. - Уж я-то не ударю лицом в грязь».
Каково же было ее удивление, когда сам король встретил ее на пороге, отвел в комнату, битком набитую соломой, велел принести ей прялку и сказал: - Ну вот что, девушка! Твой отец рассказал мне, какая ты искусница. Принимайся-ка за работу. Если ты к завтрашнему дню перепрядешь мне всю эту солому в золото, я тебя по-королевски награжу. А нет - на себя пеняй. Ни тебе, ни твоему отцу несдобровать - вам обоим палач отрубит головы на городской площади. - И с этими словами король вышел, запер дверь на ключ и вернулся к своим делам.
Ах, как испугалась мельникова дочка! Она была мастерица на все руки: умела печь пироги, варить пиво, начинять колбасы; она вышивала золотом по бархату и цветным шелком по кисее; плела кружева легкие, как паутина; умела ткать самое тонкое полотно и вязать из шерсти узорные чулки, колпаки и одеяла, - но прясть из соломы золото она не умела. Да и никто не умеет.
Целый день просидела бедная девушка, ломая голову над тем, как ей выпутаться из беды. Она плакала, вытирала слезы своим вышитым передником и опять принималась плакать. Но так ничего и не придумала. Впрочем, она еще надеялась вечером, когда стемнеет, как-нибудь ускользнуть из этой страшной комнаты.
«Ведь откроют же они дверь хоть на минутку», - думала она.
И в самом деле - дверь открылась. Ей принесли ужин и три толстые свечи, чтобы она могла работать до рассвета. Но не успела она и с места встать, как дверь снова захлопнулась и ключ дважды повернулся в замке.
А под окном ходили все время двое часовых с алебардами, да и окно находилось под самой крышей. Разве что на крыльях можно было из него вылететь. Но мельникова дочка не умела летать, так же как и прясть из соломы золото.
От таких мыслей она заплакала еще горше, хотя ей и казалось, что за день она выплакала все свои слезы до одной.
И вот, когда она уже совсем потеряла надежду на спасенье, в углу что-то заскреблось, словно мышка пробирается из подполья на волю, солома зашевелилась, и в комнате появился маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.
- Добрый вечер, прекрасная мельничиха! - сказал он. - О чем это ты так горько плачешь?
- Ах, как же мне не плакать! - ответила девушка. - Король приказал мне напрясть из этой соломы золота, а я не умею.
- Ну и что же? - спросил человечек.
- Мне отрубят за это голову - ответила она.
Человечек задумался.
- Да, это очень неприятно,- сказал он. - Ну, а что ты мне дашь, если я за тебя напряду золота из соломы?
- Цветную ленточку с шеи и мою благодарность до конца дней моих.
- Очень хорошо, - сказал человечек.
Она пододвинула ему свой ужин и зажгла свечу. Ужин он съел с удовольствием, а свечу задул и сказал, что ему и так светло - от собственных глаз.
После этого он уселся перед прялкой и - ж-ж-ж... Колесо так и зажужжало. Не успела девушка сосчитать до трех, как вся шпулька была обмотана золотой пряжей.
Тогда он взял другую шпульку, третью, четвертую...
До самого рассвета жужжало колесо прялки. Девушка только и успевала подавать человечку шпульки и сматывать в клубки золотую пряжу.
И вот в комнате не осталось ни одной соломинки. Человечек взял у девушки обещанную ленточку и пропал, будто его и не было.
А тут и король постучался в дверь. Он так и обмер, увидев, что вся солома превратилась в чистое золото. Об одном только он пожалел: о том, что комната, набитая соломой, была недостаточно велика.
Но комнат во дворце было много, а соломы на дворе - еще больше.
Король велел набить соломой от пола до потолка другую комнату, гораздо больше прежней, сам отвел туда мельникову дочку и приказал сейчас же приняться за работу, если только жизнь ей дорога.
Бедняжка ничего не ответила и молча села за прялку, вытирая слезы.
Но, когда стало совсем темно, в комнате опять появился маленький человечек и спросил у нее:
- Что ты мне дашь, если я и на этот раз напряду тебе золота из соломы?
- Вечную мою благодарность и колечко с пальца.
- Хорошо.
Человечек взял кольцо. И снова завертелось и зажужжало колесо прялки.
А когда наутро король пришел поглядеть, что поделывает его пряха, он увидел, что она крепко спит, а вокруг нее лежит столько золота, сколько вчера было соломы.
Король еще больше обрадовался, но сказать «довольно» у него не хватило сил.
Он приказал набить соломой третью комнату. Она была втрое больше, чем обе прежние, вместе взятые, и соломы в ней помещалось тоже втрое больше.
- Ну вот что, - сказал король. - Если ты и эту солому превратишь в золото, ты станешь моею женой и королевой.
«Ничего, что она простая девушка, мельникова дочка, - думал он. - На всем свете я не найду себе невесты богаче, чем она».
И вот девушка опять осталась одна. А когда стемнело, к ней снова явился маленький человечек и спросил:
- Ну что ты мне дашь, если я и в третий раз напряду для тебя золота из соломы?
- У меня больше ничего нет, кроме благодарности, - ответила она.
- Этого мне мало, - сказал человечек. - Ты скоро станешь королевой. Обещай мне отдать своего первого ребенка - и я сейчас же сяду за прялку. А нет - прощай!..
«Кто знает, что еще будет, - подумала мельникова дочка. - Может, король вовсе и не женится на мне? Может, у меня и детей-то никогда не будет...» - и она пообещала человечку своего первенца.
Человечек опять сел за прялку. И, когда король поутру вошел в комнату, он зажмурился и закрыл лицо руками: вокруг лежало столько золота и оно так блестело, что даже смотреть на него было больно.
Король сдержал слово. Не прошло и трех дней, как во дворце сыграли пышную свадьбу. И мельникова дочка стала королевой.
А через год у нее родился ребенок.
Королева была очень счастлива и даже думать забыла о человечке и о своем обещании.
И вот как-то раз ночью, когда она сидела у колыбели, в углу что-то заскреблось, словно мышка хотела выкарабкаться из подполья на волю.
Королева вздрогнула, подняла глаза и увидела, что рядом с ней стоит маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.
- Ну, - сказал он, - мое - мне! Давай-ка сюда то, что обещала! - и он протянул к ребенку свои длинные руки.
Ах, как испугалась королева! Как горько она заплакала, умоляя человечка взять у нее все драгоценности, все богатства в королевстве - даже мантию и корону - и только оставить ей ребенка!.. Но человечек стоял на своем.
- Нет, - говорил он. - Живое, тепленькое для меня милее всех сокровищ на свете.
Тут уж королева едва не лишилась чувств. Она упала перед человечком на колени и сказала, что умрет, если он не сжалится над ней.
И человечек сжалился.
- Хорошо, - сказал он. - Даю тебе три дня сроку. Если за это время ты узнаешь, как меня зовут, дитя твое останется у тебя. - И с этими словами он исчез.
Всю ночь королева перебирала в памяти имена, которые когда-либо слышала. На рассвете она разослала во все концы своего королевства гонцов и велела им разузнать в городах и деревнях, какие где встречаются имена и прозвища.
И вот пришла ночь, и человечек опять появился у нее в комнате.
- Может быть, тебя зовут Каспар? - спросила королева дрожащим от страха голосом.
- Нет.
- Мельхиор?
- Нет.
- Бальцер?
- Нет.
Королева называла по порядку все имена, какие только знала, но человечек всякий раз качал головой и усмехался.
- Нет, - говорил он. - Меня зовут не так.
На другой день она послала гонцов в соседние государства, чтобы узнать, какие имена дают людям в чужих странах.
Когда человечек явился к ней, она перебрала самые мудреные имена и прозвища, которые узнала от гонцов.
- Может быть, тебя зовут Реброхвост?
- Нет.
- Круторог?
- Нет.
- Лови-Догоняй?
- Нет, нет.
Что бы она ни сказала, он твердил в ответ одно и то же:
- Меня зовут не так!
И вот наступил третий день. Королева не могла больше припомнить ни одного нового имени и с нетерпением ждала возвращения своих гонцов, которым велела побывать на этот раз в самых глухих углах и закоулках, в хижинах угольщиков и в пещерах горных пастухов.
Один за другим гонцы возвращались во дворец, но никто из них не сказал королеве ничего нового.
Наконец вошел последний гонец.
- Королева! - доложил он. - Целый день ходил я по горам и лесам, но не услышал ни одного неизвестного нам прозвания. Имен на свете меньше, чем людей. Новые люди рождаются и получают старые имена. Я уж хотел было возвращаться домой, да зашел невзначай в такую чащу, где только лисы да зайцы желают друг другу доброй ночи, а человечьего духу и не бывало. И тут, меж тремя старыми деревьями, увидел я маленький-маленький домик. Перед домиком был разложен костер, а вокруг костра плясал человечек - большеголовый, длиннорукий, на тоненьких ножках. Он подскакивал то на одной ноге, то на другой и распевал:
Пусть клубится дымок,
Пусть печется пирог -
Славный выкуп мне завтра дадут!
На земле никому, никому невдомек,
Как меня под землею зовут.
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном-
Тихогром!
Можете себе представить, как обрадовалась королева, услыхав это имя. Она щедро наградила гонца и села у колыбели поджидать человечка.
Он скоро появился, потирая свои длинные руки и посмеиваясь.
- Ну, госпожа королева, - сказал он, - как меня зовут?
- Может быть, Франц? - спросила она.
- Нет.
- Может быть, Кунц?
- Нет.
- А может быть, Гейнц?
- Нет.
- Ну так, может быть, Гном-Тихогром?
- Это тебе сам черт подсказал! Сам черт подсказал! - закричал человечек и от гнева так сильно топнул ногой, что она ушла в землю по самое бедро. Тогда он обеими руками схватился за левую ногу и в ярости разорвал себя пополам.
Обсуждение
Ольга Белоусова22 октября 2014 г., 18:21
Мы вчера начали сказку про гнома-Тихогрома, он же Румпельштильцхен.
Очень много смыслов и непонятные образы.
Единственное, до чего пока додумалась - это то, что нужно найти и назвать имя.
Если вспомнить, что А.Г. Данилин постоянно упоминает называние зверей, как специфическую работу Адама-человека, по называнию вещей своими именами, работу трудную, кропотливую, такую, что от нее поскорее захотелось вкусить от древа познания, то можно предположить, что в этой сказке тоже речь идет о назывании какой-то душевной силы.
Силы подземной (хтонической), очень мастеровитой, умеющей делать золото из соломы.И что это за алхимическая сила, интересно.
Очень много смыслов и непонятные образы.
Единственное, до чего пока додумалась - это то, что нужно найти и назвать имя.
Если вспомнить, что А.Г. Данилин постоянно упоминает называние зверей, как специфическую работу Адама-человека, по называнию вещей своими именами, работу трудную, кропотливую, такую, что от нее поскорее захотелось вкусить от древа познания, то можно предположить, что в этой сказке тоже речь идет о назывании какой-то душевной силы.
Силы подземной (хтонической), очень мастеровитой, умеющей делать золото из соломы.И что это за алхимическая сила, интересно.
В первый раз, когда девушка перебирает имена, то она называет Каспара, Мельхиора, Бальцера.
ОтветитьУдалитьБальцер - это интересно, не Бальтасар по-немецки?
И почему тогда именно имена Волхвов?
Вчера перечитывала сказку и тоже обратила внимание на эти имена. У меня мысль, что этот момент как-то связан с дарами (дары волхвов, вчерашнее обсуждение), возможно это развитие темы даров от Праздника фонариков к Рождеству (сперва девушка получает в дар напряденную солому, и на какой дар она рассчитывает потом?).
УдалитьИ я хочу уделить внимание этому вопросу, прожить развитие образа дара, подарка, когда придет время даров волхвов.
И тут мысль пошла дальше :) Сперва девушка получила дар от гнома, но с условием, что она отплатит (что тогда это за подарок, если за него надо платить?). А дары волхвов - это безвозмездный дар, это свидетельство (девушка надеется на то, что гном простит долг?). На мой взгляд, здесь ключевые понятия дар с оплатой, дар безвозмездный, долг, оплата долга - вот это буду обдумывать.
Волхвы - дары?
УдалитьМожет быть девушка так просит простить ей долг и подарить ребенку жизнь с матерью?
Про то, что гном подносит ей дар - все же он сразу просит плату, так что это не подарок, точно.
Какая же интересная сказка!!!
Сказка интересная, но я никак не могу прочувствовать, что же в ней осеннего-ноябрьского. Наличие гнома и прядение соломы как осеннее рукоделие - это слишком поверхностно. Сказка про взросление девушки, про вход ее в зрелость (осень как эпоха зрелости) - это больше про начало осени тогда. Почему эту сказку отнесли к эпохе ноября?
УдалитьНастя, привет!
УдалитьСказку выбрала вроде бы я сама - по наличию гнома, как персонажа.
В Вальдорфе перед фонариками идет эпоха гномов, но в сказках гонмы довольно вредно себя ведут. Поэтому гномичьих народных сказок почти и не найти. В этой сказке - гном, хоть за плату, но помогает..
Осень и ноябрь?
"...Снопы на возах до земли".
Комнаты, набитые золотой соломой, рукоделие, ночные посиделки девушек, страшные истории.
Свадьба и рождение ребенка - осенняя пора вроде бы. И тут же она не просто на пороге зрелости. В сказке уже и свадьба упомянута и рождение ребенка. Простая работящая рукодельница стала королевой и матерью королевского ребенка.
С каким временем года у тебя связывается эта сказка?
Оля, и тебе привет! :)
УдалитьЯ вдруг подумала, что может эта сказка не имеет привязки именно к времени года? Может она из другой эпохи? Т.к. школьных эпох я еще не знаю, то не могу сделать никакого предположения.