26 апреля 2015 г.

А как в вашей жизни появился вальдорф?

Прошлогодняя эпоха ветра.
Красили натуральными красителями ткань и шили гирлянду из флажков

Хочу рассказать, как в моей жизни появилась вальдорфская педагогика.

И вы делитесь своими историями :)

Информация пришла от моего ближайшего окружения. Сперва одна подруга увлеклась. Потом другая. Потом я познакомилась с вальдорфским дошкольным педагогом. Мне дарили вальдорфские книги и рассказывали о чудесах этой педагогики...
Но книги не читались и не рос кокос.

И вот однажды (а прошло уже, наверное, больше двух лет с появления первой информации), когда моему второму сыну было уже два года, а красками мы с ним рисовали от силы раза три, и ему очень хотелось, я решилась подумать, что мне мешает удовлетворить потребность сына в рисовании.

Первое и главное - это грязь. Не в смысле, что надо убирать, а в смысле, какой результат оставался после живописания: заляпанные краски, разлитая грязная вода, размокшая бумага, никаких законченных рисунков (которые могли бы меня "удовлетворить"), и обязательным финалом - изрисованные дети. Я могу приложить фотографии, где мой старший сын делает из себя гориллу - рисование как обычно переросло в бодиарт, и черной гуашью было покрыто ВСЕ ниже пояса.
А потом отмывать комнату, дорожку до ванной, детей, ванну...
Я пробовала дозировать цвета, но почему-то оставляла все равно не меньше трех баночек гуаши.
И в какой-то момент я внезапно вспомнила, что у каких-то там вальдорфцев деткам-дошкольникам дают ОДИН цвет. Один лист, одна кисть, один раз в неделю, количество краски на один раз.
И решила попробовать.

Результат настолько меня впечатлил, что я решила предпринять второй радикальный шаг - выкинуть практически все игрушки. При том, что я регулярно чистила полки от некачественных и сломанных, но все равно их было так много, что никаких полок не хватало, и уборка превращалась в ежевечерний семейный скандал. Я как-то решила устроить эксперимент и три дня не убирать игрушки в однокомнатной квартире - ходить было реально негде, вытащенными игрушками никто не играл.
И я решилась оставить только самое-самое и "кошерное".

А тут еще по соседству поселилась подруга-вальдорфский педагог, и у меня появилась возможность погрузиться в тему теоретически и практически (и книги, лежавшие мертвым и скучным грузом оказались невероятно интересными!).

Так какие же результаты я стала наблюдать буквально в первые же дни и недели практикования "чистого" рисования и кардинального прореживания игрушек:

- появилась т.н. свободная игра, самостоятельная игра (внезапно вспоминались редкие игры, которые инициировались мной, стали обыгрываться ситуации из жизни, из книг, а до этого - непрерывное нытье и хождение хвостиком за мамой "мне скучно, придумай что-нибудь");
- стали использоваться подручные материалы - вот действительно палка и коробка стали превращаться во что угодно (а до этого - купи мне вот именно эту игрушку, потому что без достоверно выполненной кассы я не смогу играть в магазин);
- облегчилась уборка всем (игрушек мало, у всех есть свое личное и просторное место или персональная корзина);
- появились творческие порывы, которые переросли в "могу" - мой старший сын стал генерировать новые идеи и стал воплощать задуманное сразу из подручных материалов и при минимальном участии взрослых (раньше нет идей, безрезультатный непрерывный трендеж, и опять же требовались какие-то нереальные материалы, чтобы воплотить появляющиеся космические планы);
*поделюсь последними воплощенными идеями сына: "сердечный самолет" - бумажный самолет, украшенный сердцами в подарок девочке на День Святого Валентина; и по мотивам вскользь увиденного "настоящего" букета из конфет Гоша придумал свою конструкцию букета и теперь ваяет подарки для бабушек к Женскому дню* (пост написала давно, поэтому старые примеры)
- и появился вопрос "А когда будем? А давай сейчас?", "А давно не делали... Давай сейчас?" (и это вместо изнуряющего нытья "мне скучно, придумай что-нибудь").

И вот сейчас, когда с самого первого занятия живописи по-мокрому прошло меньше года, мои двое сыновей играют в ролевые игры, придумывают игры и темы для игр, конструируют, изобретают... и у меня точно есть первая половина дня для меня самой и для дома (а пишу я этот пост глубоко беременная, и в данный момент первая половина дня занята беспробудным утренним сном до обеда), потому что самый пик их свободной игры приходится на это время :)
И что самое удивительное, мне нужно в течении дня совсем немного усилий и времени, чтобы подпитать их игру, их фантазию.

3 комментария:

  1. Анастасия, спасибо, очень интересно,
    а как ребенку вы объяснили исчезновение игрушек? Я периодически чищу завалы, что-то отдаем, что то уезжает на дачу, что то на дальнюю полку балкона, но часто сынок вспоминает именно конкретную игрушку, и просит именно ее, просит не убирать ее, оставить поиграть... потом правда другую, и так опять многие игрушки возвращаются постепенно на свои места, и опять же много дарится на разные праздники. Вопрос в том, что сын их уже практически все помнит (скоро 4 г.), помнит, кто подарил, и так просто их уже не выкинешь, как когда он был помладше.

    ОтветитьУдалить
  2. У нас долгое время продолжалась "борьба" за уборку игрушек владельцами игрушек. И много раз проговаривалось, что тот, кто несет ответственность за игрушки, тот и хозяин. Убирается мама? Значит решает мама.
    Конечно, особо любимые (играемые) игрушки я не трогала. А с тем, что в итоге пошло в помойку, случайно получилась буферная зона - коробки стояли (собиралась отдать кому-нибудь), периодически дети просили дать им что-то поиграть. Эти игрушки им были интересны потому, что они вдруг увидели то, что давно не видели, и срок игры такими игрушками максимум один вечер, и опять про нее забывают. Главное, после игры было убрать обратно в коробку, а не на полку. Постепенно игрушки раздала-выбросила.
    Мне кажется, что мои сыновья воспринимают выбрасывание игрушек нормально, потому что я часто расхламляю квартиру и выкидываю свои вещи, хорошие, но неиспользуемые. И если вспоминают о чем-то, то их удовлетворяет ответ, что выбросили. Тем более, что сейчас они из любого подручного материала себе делают что угодно, чего не было при обилии игрушек.

    ОтветитьУдалить
  3. Анастасия, спасибо )
    Понравилась идея про ответственность за уборку и хозяина игрушек, и чтобы игрушки из буферной зоны возвращать обратно в буферные коробки. Попробую применить.

    ОтветитьУдалить