24 сентября 2015 г.

Новый учебный год - первая эпоха



Я долго раскачивалась и оттягивала до последнего начало учебного года.
Наконец все причины были исчерпаны... и родилась первая эпоха этого года - Эпоха Ритма.
Родилась, конечно же, не на пустом месте.
Старший сын желает играть на музыкальном инструменте, но, как с удивлением мы обнаружили, не имеет даже среднего чувства ритма и слуха. Такого уровня, чтобы взяли в музыкальную школу хоть на что-нибудь. А хочет он ни много ни мало на скрипку или виолончель.
Я стала копать в сторону методик обучения чувству ритма.
И поняла, что пора, пора начинать учебный год, а для этого необходимо выстроить новые ритмы жизни семьи, выстроить ритмы урока, настроить свои внутренние ритмы, чтобы вписать туда подготовку к занятиям, поиск материалов и вдохновений...
Поэтому Эпоха Ритма.
Кстати, первая книга по обучению ритма, которую я нашла, это работа Эмиля Жака-Далькроза "Ритм", написанная на рубеже 19-20хх веков. На мой вальдорфско-дилетантский взгляд, философия методики и сама методика вполне соответствует вальдорфским ценностям. Из этой книги я почерпнула парочку упражнений, у которых обязательно расскажу (а там предлагается еще огромная куча упражнений, но пока они для меня слишком сложные).
***
Итак. Эпоха ритма.

В этом посте напишу про подвижную часть урока.

1. Дорожка из восьми ковриков.
Восемь ковриков раскладываю в ряд. Получается дорожка. По которой мы с детьми выполняем ритмические упражнения - комбинации прыжков, хлопков и положений относительно ковриков. И задаю движение не только я, Гоша и Миша сами с удовольствием выдумывают комбинации посложнее и поинтереснее.
2. Давно присматривалась и решилась. Clap hand games. Игры в ладоши. На youtube много роликов. Их стоит хотя бы просто посмотреть - каких только комбинаций не бывает. Я теперь фанатка clapping'a. Мы начали с простого - хлопок в свои ладоши, хлопок по ладошам партнера.
3. Право-лево, звук выше-ниже. C закрытыми глазами определять, с какой стороны хлопок и сколько было хлопков, а так же слышать, какой играют звук, выше или ниже (относительно задаваемого тона), громче или тише. А почему же эти упражнения я отнесла к двигательным - потому что ответ даем не словами, а движениями. Звук выше - потянулись к потолку, звук ниже - нагнулись к полу и т.д.
Для развития и обогащения упражнения держу в уме определение тише-громче, замедление-ускорение и различные музыкальные ритмы: на 4, на 3, синкопированные и т.д. (вот здесь и пригодится книга Жака-Далькроза "Ритм")
И, на мой взгляд, фишка этой игры не в том, чтобы мой сын правильно отвечал мне, а в том, чтобы он выступал в роли учителя.
У него есть и слух и чувство ритма, но они где-то глубоко внутри, и не показываются по требованию педагога музыкальной школы.
Гоша начинает слышать материальные проявления слуха и чувства ритма тогда, когда понимает, что определить количество хлопков со сложным ритмическим рисунком сложнее, и сложнее определить звуковысотность, когда звуки близко друг с другу. А для этого ему надо выступать в роли учителя. Он сам сделал эти открытия, потому что он, как хороший преподаватель, подбирает упражнения под уровень ученика :)
4. Аня Квитко научила игре "Хейя".
- камешек в одной руке
- перекладываем в другую руку
- одновременно передаем камень партнеру, а партнер передает тебе, так, что камни идут по кругу участников.
В эту игру можно играть всем количеством людей, кто желает.
А еще очень приятная мелодия, сопровождающая эту игру. Хейя, хейя-хейя-хейя... :)
Да, а ритм в этой игре очень важен. Без ритма игра не получится. Очень медитативное действие, советую :)
5. В планах: упражнения со скакалкой. А там и еще что-нибудь придумаю.

и 6. Вспомнила вот такую штуку stockkampf 



Стихотворения, песни - это тоже про ритм. Но в следующем посте.

В какие ритмичные подвижные и ритмичные игры вы играете?

1 комментарий: