14 декабря 2016 г.

Читать или писать?




К первому классу Гоша не умел читать и писать. Знал буквы, мог срисовать слово, мог с трудом прочитать односложное слово.
Для того, чтобы сдать экзамены на первый класс в экстерн-офисе Битнера, Гоше нужно было научиться читать и писать, чтобы смочь прочитать экзаменационные задания и написать ответы, а по русскому - диктант.
И то, как у меня получилось выстроить учебный процесс, помогло Гоше научиться и читать и писать.
Какие компоненты я могу выделить:

  • я читала задания, Гоша следил за тем, что я читаю
  • одним из первых предметов, который Гоша сдавал - окружающий мир, где нужно было записывать ответы, например, название океанов; Гоша записывал как мог, и сперва в слове "Атлантический" у него получалось около 7 букв, преимущественно согласных; я рядом записывала слово полностью - Гоша переписывал
  • я помнила, что в вальдорфской педагогике сперва предлагают детям писать, а у Битнера предлагались тексты именно для переписывания в качестве подготовки к диктанту
Что в итоге?

Не заставлять ребенка читать, а читать для него.

Сперва письмо (причем лучше начать с переписывания, а взрослый рядом читает этот текст), а потом уже чтение (сперва то, что только что сам написал и что только что читал взрослый).

Давать писать самостоятельно.

Вот это в совокупности и помогло Гоше начать писать и читать очень быстро (+ до начала обучения я не давила сама и запрещала особо активным бабушкам заставлять Гошу читать, что позволило ему дозреть, хотя я бы еще на пару лет отложила обучение).

Для чего я это пишу? Мой ученик, мальчик-первоклассник, испытывает те же трудности - ему надо научиться читать и писать, в школе к началу второй четверти его не научили ни одному, ни другому. Навык письма мы с ним сформировали за полторы недели (да, сперва письмо!), чтение никак не двигается.
Пришло время вербализировать свой опыт.

А пока я собиралась с мыслями, на сайте "Семейного образования" вышла статья "Алгоритм развития грамотности", где подчеркивается важность письма и переписывания еще и для грамотности! А у Гоши, осваивающего программу второго класса, проблемы с написанием диктантов.

И с Гошей, и с учеником сосредоточимся на переписывании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий