21 января 2015 г.

Рисование форм. Первая эпоха

 

С этого года я и старший сын начали "обучаться" по вальдорфской "программе".

Причин начать вот так внезапно случилось несколько:
- Гоша стал одолевать меня вопросами про школу, причем уже не абстрактно, а конкретно - что, где, когда, давай прямо сейчас;
- я планировала начать с сентября 2015 года, но год собирать информацию без какого-то практического применения пагубно сказывалось на моей мотивации, вере в свои силы;
- Гоша знает практически все буквы и может складывать простые слоги, считает до ста, поэтому я решила, что имеющиеся знания стоит обогатить образами;
- я несколько испугалась, что не успею подготовить базу (именно вальдорфскую) перед началом обучения по общеобразовательной программе, хотя торопиться и форсировать обучение не собираюсь, пойдем своим темпом.

Начали мы с эпохи рисования форм.

Готовых рецептов "прочти и повтори" я не нашла, поэтому исходила из своих представлений и возможностей.
В моей логике на начальном этапе этот предмет не видится регулярным (возможно позже, когда будут освоены основные формы, их движение и развитие, и начнется, я бы сказала, игра с этими формами, тогда это может превратиться с еженедельное занятие), поэтому эпоха. Длиной - пока я запланировала неделю-две. Сперва я ориентировалась на формы букв и цифр первых эпох русского языка и математики, но после прочтения книги Рудольфа Кютцли "Рисование форм", которую в последний момент нашла в интернете, мои планы несколько изменились.
Я сфокусировалась не на формах, а на образах. И сюда очень хорошо легли основы работы в образах (пост об основных источниках), а также мое искусствоведческое образование (особенно книга Николая Павлова "Алтарь. Ступа. Храм." и мои воспоминания о первом курсе "Искусство Индии", спасибо Владимиру Ильичу).

Я сшила тетрадки из листов ватмана формата А3, закруглила уголки. На левой страничке мы рисуем сами формы, а на правой - какую-нибудь картинку по мотивам истории (я предоставляю Гоше выбор сюжета, чтобы понимать, что ему запомнилось, что было важным), которую я рассказываю в предыдущий день. На этой же странице отрабатываем оформление - обводим рамки.

Также использую меловую доску чуть большего формата, чем тетрадь, где тоже рисуем формы и истории. Для моих сыновей оказалось внове новая форма жизни их творений, которые предназначены не для сохранения, а для исчезновения.

Но более важным (хотя, более бурная и активная реакция не всегда же признак важности и нужности, да?) оказывается "двигательная часть" занятия.
Сюда я отношу декламирование сезонного стихотворения, которое пытаюсь сочетать с действием.
Занятие музыкой - тут мы поем самые простые потешки на одной ноте, и пока основной акцент на хлопании (и топании, и стучании, и все, что приходит в голову) ритма.
Непосредственно с рисованием форм связано "рисование" телом этих самых форм, воплощение в теле образа-истории про форму,
и игра в мяч.
Игра в мяч в нашем доме бытовала только в форме футбола. А оказывается, что простые подкидывания, перекидывания и перекатывания друг другу, стучание об пол и стенку вызывают бурный восторг и желание так играть в мяч (перечисления этих и других простых упражнений, подходящих для домашних, т.е. не групповых, занятий я нашла в брошюре "10-минутные упражнения от М. Ламбрехтс", которую можно скачать по ссылке).

Комментариев нет:

Отправить комментарий