26 января 2015 г.

Эпохи. Прекрасные эпохи.


Продолжение и приложение к настиному посту.
Думала прокомментировать, но получилось на полноценные посты. Это первый. Возможно, это пригодится людям, которым интересно, что такое эпоха и что такое рисование форм и как эти вещи повышают эффективность образования.
 Настя, спасибо  за вдохновение, надеюсь, тебе тоже пригодится :)

 Пишу, как человек, который видел на уроках в Солнечном доме, как это выглядит, уже три года преподает это дома
(очуметь! Уже столько? Да я динозавр!), как человек, который этим летом проходил ознакомление с рисованием форм в 1-4 классах у Вольганга Ауэра на вальдорфском семинаре в Бишкеке, а также, как ведущая авторского семинара "Обучение письму без насилия: Рисование форм" .

 Настя (а это тебе лично :)), спасибо, за ссылку на отличную книгу, несколько раз ее брала читать, но то, что она 
есть он-лайн - узнала только из твоего сообщения! И вообще - организовать так учебу с формами, с нуля, без наглядного примера - это большая смелость, решительность и материнское призвание. Круто!

Эпохи

Для детей характерно очень быстрое переключение внимания. Поэтому, чтобы помочь им усвоить какую-то тему очень эффективно,педагоги додумались  использовать метод погружения в эту тему.
Наиболее широко такой подход применяется в вальдорфской педагогике.
В англоязычной литературе это называется блоки, в русскоязычной традиции - эпохи.
Итак, погружение в предмет обеспечивается эпохами.
Чтобы лучше понять, что это такое оговорим еще одну специально вальдорфскую вещь - главный урок.

Про главный урок

В обычной начальной школе один предмет занимает один академический час - 40 минут. При этом предметы чередуются - математика, переменка, русский, переменка, литра, переменка, физра, по домам.
В вальдорфской педагогике первые два часа без перемены занимает главный урок (ГУ). Грубо говоря - это примерно полтора часа.
У нас дома это реально два часа.
Это чем-то похоже на понятие "ленты" или "пары" в ВУЗах.
В ГУ входит круг, занятие по предмету, а завершается все сказкой.
Если кому интересно, могу рассказать. про принципы строительства ГУ, и о том, как это реализуется у нас.
Главный урок помогает решить проблему погружение в предмет. Для детей (да и для взрослых) сложно удерживать внимание больше 15 минут подряд. 
Зато для детей естественно и полезно движение и ритмичность
Обычная же структура урока побуждает детей сидеть в классе неподвижно, а затем вздрагивать при звуке звонка, все бросать и бежать. А тут еще учитель, мол, звонок не для вас. (Какой драматизм, - язвительно скажет искушенный читатель. Да, драматизм,-  скажу я в ответ, и как высокочувствительный ребенок в прошлом, имею полное право так заявить ;)

Главный же урок начинается с ритмической части
Затем детей знакомят с новым материалом или делают обзор пройденного (и лишь затем новый материал).
Затем выполнение упражнений всем классом, причем учитель ищет такие формы упражнений, чтобы задействовать все виды чувств детей.
Затем письменная работа.
И в завершении, учитель приглушает свет, голос и прочая, и приглашает детей к Истории. 

И снова про эпохи

Так вот, когда идет эпоха, каждое утро дня начинается с ГУ, посвященному предмету этой эпохи.
В первом и втором классах эпоха длится 3-4 недели. То есть почти месяц каждое утро на ГУ дети занимаются рисованием форм, или математикой, или искусством речи, или окружающим миром, каждое утро они встречаются с предметом, узнают его все лучше, осваиваются в нем, пропитываются им.
Затем, в течение следующего месяца дети не обращаются к этому предмету. Он словно бы спит в них. И затем, при повторении эпохи, дети вдруг делают открытие, что они лучше, свежо и четко понимают то, что учили месяц или два назад.
Не все предметы "засыпают" на месяца. Некоторые предметы (такие как математика или иностранный язык) пропитывают и ГУ и учебную жизнь.
На ГУ математика может присутствовать в эпохе искусства речи и письма на ритмической части урока.
Кроме того, знания из предметов постоянно пересекаются. Самый простой пример, который приходит в голову, это когда эпоха изучения мифологии Ветхого завета отражается на математике или искусстве речи и письма.
Так, изучая существительные, уместно вспомнить с детьми,  что делал Адам в Эдемском саду.
А при изучении мер длины можно внимательно присмотреться к мерам длины ковчега Потопа.
Ну и так далее.
Подозреваю, что это зверски развивает мое любимое мозолистое тело ;)
То есть на лицо - междисциплинарный подход (очень актуально).

С возрастом продолжительность эпох сокращается. 
Сейчас у нас четвертый класс, поэтому эпохи длятся по две недели.

Когда начинается главный урок

Считается, что начинать обучение лучше всего около 8 утра, так как в это время умственная активность наиболее сильна. 

В моем случае это не так. Раньше 10 я просто плохо соображаю, и поэтому все чтения про иностранных хомскулеров, которые встают в 5, чтобы пробежаться и почитать библию - это мазохизм для меня. :)
Так что наши ГУ начинаются где-то в 10.


Есть ли у вас вопросы по эпохам?
Что это, как они чередуются и т.д.?
Или у вас уже есть свое представление и опыт, и вы готовы ими поделиться?



Вот еще пояснения про ГУ и обучение эпохами на сайте школы "Путь зерна" http://www.putzerna.ru/shkola.html

8 комментариев:

  1. Фух, наконец-то я возвращаюсь к блогу :)

    Оля. спасибо за комплименты :) Мне очень-очень это приятно и важно :*

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, привет!
      Я тоже очень рада, что ты вернулась, ты настоящая динамо-машина этого важного блога!
      И поставщик интересного опыта адаптации вальдорфской педагогики к домашней жизни, а на русскоязычных просторах этого очень мало. Даже Алла Ланцман закрыла почти свой жж.
      И поздравляю вас с поводом твоего блогоотпуска - с рождением малыша!
      И вот ты уже на коне и пишешь интересные вдохновляющие сообщения!
      Люблю тебя!

      Удалить
  2. Оля, спасибо, что делишься опытом и знаниями! Очень помогает структурировать информацию, которую я собираю по крупицам, т.к. на русском языке в интернете мало по вальдорфу, особенно про школу.

    Первая эпоха длилась у нас всего ничего. Я пробовала. Очень боялась, получится ли, поэтому не планировала большой блок.
    Маленькие шажки :)

    Вторая эпоха получилась побольше. Третья сейчас идет и будет длиться примерно "как положено". Я преодолеваю школьную привычку к быстрой смене предметов и тем. И сама с удовольствием погружаюсь в тему и творю объемный многогранный образ эпохи. Очень приятное чувство, когда тема проникает в жизнь, находятся синхронии с внешним.
    И по сыну вижу, что при всей его непоседливости, ему не наскучивает вроде бы одна тема.

    ОтветитьУдалить
  3. Я, анализируя ритмы нашего дня, пришла к совершенно противоположному расписанию.

    Главный урок у нас вечером перед приходом папы с работы. Утром мы гуляем, занимаемся бытом, у сыновей пик свободной игры в мире и согласии, а у меня есть возможность почитать, посидеть в интернете или просто лечь отдохнуть с младенцем. К вечеру все устают друг от друга, от повторяющихся изо дня в день домашних дел, игры идут на спад и превращаются в бесконечные выяснения отношений. И занятие (хоть мы и поем одну и туже песенку, занимаемся в рамках одной и той же эпохи) - яркое переключающее событие, которое к тому же разряжает обстановку.
    Вот такой опыт :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за опыт. У нас тоже не получается дать главный урок в восемь утра, по кошерному, хотя когда я вхожу в такой ритм - это дает очень много сил.
      То есть - для вас главный урок - это способ наполнить детей мамиными вниманием, "надуть" их, они вдыхают после длинного выдоха дня.
      У нас только что прошел семинар Вольфгана М. Ауэра, и он делился новаторскими идеями их школы в Бохуме.
      Я обязательно напишу про это несколько отчетов, а тут упоминаю про это, так они внесли довольно существенные новшества в традиционный вальдорфский уклад.
      Потому что главный принцип - это педагогика ради ребенка, а не ребенок для педагогики, а один из главных научных методов педагога - это наблюдение.

      Удалить
  4. Оля, а тебя есть возможность-желание поделиться опытом?
    1. что такое эпохи, как они формируются, логика чередования и пр. Занятия все эпох, какие, как они проходят, в каком формате, когда?
    2. главный урок - как он у вас проходит. Меня здесь интересует прежде всего практика, твой опыт. Логика построения вообще и какого-то конкретного урока. Формат открытого урока онлайн? :)
    3. очень интересно послушать твое занятие по рисованию форм. Может быть видеоуроки? онлайн-тренинг? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, да! Мне очень интересно делиться опытом (сама знаешь :D).
      И причем раньше я ждала, что прынц-жизнь меня заметит и выберет, и осыпет вниманием и вопросами.
      А недавно пришла к тому, что я жду вопросов, вместо того, чтобы начать рассказывать самой. И в итоге мы с подругой запустили цикл лекций по Живому образованию.
      А во-вторых - я поняла, что да, жду вопросов, и потому официально прошу задавать вопросы мне.
      А если нет вопросов именно ко мне - то классная идея в соседних постах - приглашение делиться своими мыслями и опытом на тему!

      Удалить