23 октября 2015 г.

Похороны мух

В сентябре-летопроводце давным-давно провожали лето. Много было обрядов и ритуалов для проводин лета и поворота года и всей хозяйственной жизни на зимний лад.
Во многих аграрных культурах праздники хороводились вокруг жизни солнца: день осеннего равноденствия аукается эхом в ритме года праздниками урожая, свадебными циклами, днями всех святых.



Похороны мух - один из обрядов аграрной культуры.
Лето, со всеми радостями трудно представить без комаров в вечерних сумерках и без назойливых мух.
В пору урожая мух и комаров сметали с подоконников и хоронили их, как признак (призрак?) лета. В дело шли и бабочки, и стрекозы, и осы. У нас в оранжерее мы насобирали тьму всякой сухой дохлой мошкары.
О самом празднике я узнала из книги Галины Львовны Дайн "Детский народный календарь".
Вот о празднике в Википедии. (Это ж каким мастерством важно обладать, чтобы связать муху и блоху?!) В этой статье много литературы, кому интересно - почитайте. А вот еще нашла крутой  сайт Археология русской смерти.
А тут целый реферат на тему Похорон мух

Этот праздник зафиксирован как изначально девичий, а затем "спустившийся" в детскую среду (по сообщению Г. Дайн).
Девушки наряжались, собирались и с песнями шли за деревню хоронить мошкару. Это позволяло заодно устроить смотрины, а песельницам еще и показать голос. В одной из деревень даже сохранилось полотенце, вышитое черным по белому мухами, что, на мой взгляд, демонстрирует серьезное отношение к этому потешному празднику.
А затем, как это часто бывает, праздник, превращаясь в игру, спускался в бытование детей помладше.
Мух и комаров хоронили в овощах. Самый козырный гроб - это семенной огурец, точнее его остов без семечек. Но и картошка, морковка, репа тоже шли в дело.
Мне видится в этом очень точное ощущение прощания с летом. Летняя мошкара в осенних плодах, которые вызревали летом. Словно бы шпигуем плоды летней приметой и кладем, как озимые семена в землю, чтобы лето зримо возродилось в следующем году.

Игра и смерть


Конечно, тут возникает вопрос, насколько это адекватно детской душе - играть в похороны, поощрять такое, даже вводить в их обиход игры, связанные со смертью.
Как вы знаете, для деревенских детей вообще были характерны игры во взрослую жизнь. Исследователи описывают разыгрывания обрядов свадеб, иногда многодневные. Но также отмечают и разные игры в похороны.
Мы могли наблюдать подобное явление год назад, когда у нас гостила семья подруги с детьми, и дети целыми днями играли в похороны.
В крестьянской среде, также зафиксирована даже детская игра в "Покойника", которую дети утащили со святочных игр молодежи.

Смерть в жизни


Смерть - часть нашей жизни. Мы живем в частном доме, и зрелище полусъеденной крысы, распластанной посреди кухни триумфаторшей -кошкой, довольно привычно. После городской квартиры это было шоком в первое время, но затем я привыкла. Брезгливость остается, а страх, отвращение к крови - пропадает.
Или - у нас умерла кошка. Это было печально, но сам ее конец был окрашен комичностью. Мы вместе пошли хоронить беднягу, которую все любили. Мы не выдумывали, что она ушла или ее отдали на ферму. Мы дали возможность детям увидеть, куда уходит тело животного, когда ушла его душа.
Если подумать - выдавливание смерти человека в больницу - недавнее явлении по историческим меркам. Мы сейчас редко видим смерть близких дома. Вообще редко видим смерть. 
На мой взгляд - это способствует демонизации смерти, ненормальному смещению акцентов в жизненном круге. 
Несколько поколений назад, в больших крестьянских семьях старики умирали дома, тело  лежало тут же до того, как отнесут в церковь, а потом на погост. Женщины из семьи обмывали своего ушедшего близкого, обряжали в саван. Обихаживание мертвого тела было тоже частью жизни.
Охота, забой скота - это убийство ради жизни. И тоже смерть в повседневной жизни.
Были такие, спорные на взгляд современного горожанина, вещи, как испитие крови только что забитой свиньи. Так делал мой дядя. 
То есть на протяжении веков смерть была довольно проявлена в повседневной жизни и осмыслялась в обрядовости.
Я вижу в этом такой смысл. Если смерть отрицать, выгонять, не признавать, избегать даже упоминаний о ней - то она становится запретной, и при столкновении с ней не знаешь, как себя вести. А самая первая реакция - шоковая заморозка чувств. Тогда как здоровая реакция - признание боли, признание чувств и права ни них, возможность выплакать, выголосить потерю и вернуться к жизни обновленным. Только в этом случае, то, что нас не убьет, сделает нас сильнее. 
Смертельная обрядовость давала возможность интегрировать, принять смерть, адаптироваться к мысли о ней насколько это возможно. Чтобы встретить реальные переживания смерти живым, умеющим не окаменеть.

Смех и смерть

Почему-то вспоминается финал "Истребления тиранов" В. В. Набокова:
Смех, собственно, и спас меня. Пройдя все ступени
ненависти и отчаяния, я достиг той высоты, откуда видно как на ладони смешное. Расхохотавшись, я исцелился, как тот
анекдотический мужчина, у которого "лопнул в горле нарыв при виде уморительных трюков пуделя". Перечитывая свои записи, я вижу, что, стараясь изобразить его страшным, я лишь сделал его смешным,-- и казнил его именно этим-- старым испытанным способом.
Обращает внимание, что все эти праздники - потешные. Смеховая культура неотъемлема от культуры смерти.

Вот песенка, что мы распевали, торжественно захоранивая мух.
Праздники, связанные со смертью, многочисленны.
Первое, что приходит на ум:
Масленица
Гадания на святках и игры молодежи
День всех святых, Хеллоуин

Праздники осени и зимы, вокруг значимых вех в жизни солнца. Равноденствия и солнцестояния.
Потешность праздника, возможно, еще и потому, что это это праздники перехода. 
Они связаны с ощущением временного портала. Когда меняется одно время года на другое, происходит великий поворот жизненного круга, то открывается дыра из мира иного. А какой он, иной мир - кто знает. Раз не знаемый, значит, опасный, нечистый. Нечисть и нежить в это время захватываю мир. Чем отпугнуть, как не навлечь беды? Смех.
Ряжение. Все шиворот-навыворот, путаница, потеха.
В этом есть своя правда. Кто сегодня не слышал, что с наступлением осени начинается осенняя хандра, депрессия даже. И вот можно размазывать это ощущение ухода света, тепла. А можно признать его и отпразднывать. Похоронить тепло да пыль, чтобы освободиться, очиститься от сожалений и принять новое время.
И обычно праздники смерти - шумные, вроде как отпугнуть нечисть. Не праздники-переживания, как праздник фонариков или праздник спирали. А праздник обращенный вовне, наружу.

Девочка и смерть


Так вот, а как же дети?
Тут я лично руководствуюсь принципами, которые сформулировала Франсуаза Дальто. Не врать детям. Быть с ними честными.
Важно не то, что ребенок столкнулся со смертью,  а то, как он осмыслит, переживет этот факт.
А это зависит от нас.
Игра - один из способов освоения в мире смерти.
Сказки - другой.
Вы задумывались когда-нибудь, почему детям важно, чтобы злодей в сказки погиб, умер? Это жестокость или что?
Иногда детей тревожит, взойдет ли солнце завтра. Я знаю про мальчика, который в первый раз поняв, что лето кончается, встревожился о нескончаемости зимы, а про весну он уже забыл.
Видимо в координатах детской душевной жизни важно зримое, наглядное, вещественное завершение чего-то.
Мне кажется, когда мы хороним муху в картошечном гробике, то мы снимаем табу  с темы смерти. Для ребенка она становится нетабуированной, а значит, о ней можно говорить со врослыми, спрашивать, а значит, смерть уже не так страшна. А у родителей найдутся пояснения не сложные и абстрактные, а связанные с живой наглядностью потешных похорон.
Затем, вкладывая хрупкие останки мух в сочный огурец, хрустящую картошку, соединяя знаки смерти насекомого и жизни растения, мы получаем новый иероглиф надежды.
Взрывая лопатой жирную землю, живую, пронизанную дождевыми червями, опуская туда увесистые "гробики", мы ощутимо показываем, что в смерти - жизнь, смертью попирая смерть.
Так что не вижу тут противоречия в использовании креста, изначально языческого символа, архетипичного для человеческой культуры.

Уж не знаю, у кого хватит сил это дочитать до конца, а я очень признательна за вопросы, которые побудили меня прочитать столько источников в поисках ответов. Вот еще хрестоматийная работа М. Бахтина.

9 комментариев:

  1. Хорошо написала, Оля, как всегда! Молодец! Но меня все равно коробит от таких праздников, такое вот громкое внутреннее чувство, хоть как обосновывай. Видимо, люди разные, каждый со своим восприятием. Мне кажется, что смерть - это и потеря, и возрождение, и неизбежная правда жизни, но не балаган. Хотя, в некоторых африканских традициях принято плясать на похоронах, радуясь, что человек перешел в лучший мир. А где-то наоборот плакальщиц нанимают. Такие вот разные традиции и восприятие. Я поняла... мне еще почему-то кажется, что в некоторых отдельных случаях кто-то из детей может заиграться и развить в себе жестокость либо желание поиграть в похороны еще и еще, закопав какое-нибудь животное, а при еще недостаточно развитой эмпатии, может, и убить кого-то для этого... В детстве мне приходилось сталкиваться со смертью животных и хоронить их, но это всегда сопровождалось грустью и сожалением, а не весельем, и уж точно не вызывало желания повторить этот опыт еще или сыграть в игру "а давайте похороним кошку!". И мне хочется акцентировать внимание детей на ценности жизни, на радостном и бережном к ней отношении, а не на том, чем она заканчивается. Пусть лучше живут с ощущением надежды и планами на вечность, на то оно и наивное детство, не стоит им взрослеть раньше времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света!
      Так неожиданно было услышать, что "как всегда хорошо написала". Я знаю, какой у тебя требовательный и вдумчивый ум, что и доказывает дальнейший комментарий, поэтому мне очень ценно такое услышать.
      Да, думаю, люди разные, это точно. Конечно, я тут не призываю всем немедленно в обязательном порядке повторять такие праздники.
      У меня глубокое, очень качественное искусствоведческое образование с философским уклоном, поэтому я больше пяти лет изучала явление праздников. Поэтому смотрю на подобные праздники сильно в глубину, тем более, что мне очень близки идеи Юнга.
      Балаган...
      Например, чувствую, что для нас слово "балаган" в отношении этого праздника имеет очень разную окраску.
      Мне вспоминался жестокий и хрупкий образ Петрушки, или жутковатый Арлекин из масленичных балаганов.

      Я как раз напротив думаю, что в моей семье, именно при такой родительнице, как я, и при таких мамах, как мои подрги, у их детей, такие праздники станут опорой в формировании здорового отношения к смерти.
      Например, что смерть смерти рознь. Смерть кошки (на всякий случай поясню) мы не карнавализировали. Но и не драматизировали и не замазывали. Мы пошли и ее похоронили все вместе. Нам было очень грустно.

      А мухи или масляное чучело - это другое дело, другая смерть. :)
      Во многих культурах, не только в африканских, смерть считается началом новой жизни. В частности, в христианстве, насколько я могу судить.
      И я знаю, что часто на похоронах (на тех. что я была) слезы смешаны со смехом. Мы не только горюем об ушедшем. Но и радуемся воспоминаниям, что в нас остались, смеемся над забавными случаями.

      Про жесткость... Тут не знаю, что сказать. На мой взгляд, такой праздник в общем контексте нашего подхода к воспитанию - это возможность выработать грань, нащупать то лезвие бритвы. Сделать сердце мягким, живым перед утратами, и в то же время стойким, но не каменным. Очень сомневаюсь, что детям после такого захочется пойти кошку убить, чтобы поиграть в похороны.
      А вот про очень серьезного и серьезно верующего католического испанского монарха читала, что для него былы сделаны клавикорды, где вместо струн были живые кошки, которым клавиши прищемляли хвосты. Такая вот незамысловатая радость.

      Про ощущение надежды и планами на вечность и взросление раньше времени?
      Тут у нас цели очень схожие. Только пути мы выбираем разные. Видимо, из разного жизненного опыта :)
      Подчеркну, что я не буду специально водить детей в морг "посмотреть на смерть". Но вот лето хоронить с шутками-прибаутками - да. В эссе я как раз постаралась раскрыть то, как именно такие праздники помогают жить с ощущением надежды, планами на свою конечную жизнь, сохраняя наивность детства.
      В целом - последняя фраза читается мной, как предпочтение обмана для детей. Например, скрыть факт, что кошка умерла? Или что это лето не вернется?
      Но я не знаю или не совсем поняла, что именно ты имела в виду :)
      Ну, и например, я лично для себя не понимаю, как я могу подчеркнуть ценность жизни, радостное и бережное к ней отношение, не показав, что в жизни есть смерть.
      Или скрыв.
      Может быть если ты пояснишь, как именно ты акцентируешь ценность жизни, радостного и бережного к ней отношения, станет понятнее? Пока что у меня рисуются определенные картинки, но не знаю, насколько они имеют отношения к тому, что ты представляла себе, когда писала.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Олечка, трудно отвечать человеку со столь глубоким, качественным искусствоведческим образованием, не имея аналогичного, да еще и на философские темы, которые не являются моей специальностью и даже склонностью :) У меня такое ощущение, что ты посчитала мой комментарий критикой того, что происходит у вас дома. Это не так. Никто не сомневается, что при таких мамах, да с таким продуманным подходом, психика и будущее детей в надежных руках. Я за ваших деток полностью спокойна. В своих суждениях я опираюсь на собственную психику и восприятие реальности, это может не подходить другим, но может быть близким моим детям, если они в чем-то похожи.

      Я принимаю, что в мире существует жизнь и смерть, но... ты будешь смеяться - до сих пор не могу убивать мух и с трудом поднимаю руку на комара. Я представляю, как совершенно устроена каждая часть их организма, как при ударе тапка ломаются лапки, лопаются мушиные глаза, размазываются кишки и т.д., видимо, у меня слишком воспаленное воображение ))))))))))) Нет, я не плачу по мухам, и даже ем животных, потому что понимаю, что в этом мире кто-то должен умирать, чтобы другие могли жить, что либо я комара, либо он меня :), и что если те же котята начнут выживать все, то переполнят Землю. И даже мы, люди, уходим, чтобы освободить место будущим поколениям. Естественная смерть или борьба за выживание - это данность, и не правильно вообще давать этому моральные оценки. Что касается переживаний этого события. Смерть сама по себе не печальна для умершего, а степень грусти живых измеряется тем, насколько они готовы обходиться без присутствия в их жизни ушедшего существа. При утратах мы плачем не из жалости к умершему, а от ощущения "как же теперь без него". Я не плачу по букашкам, т.к. прекрасно без них обхожусь, без чужой кошки, собаки или даже человека - тоже (я не беру тему страдания при жизни, это другое). (Ой, "Остапа понесло")) Это в целом об отношении к смерти.
      Про то, что я говорю или не говорю детям и про взросление: говорю им всё, как есть, когда возникают вопросы или конкретная жизненная ситуация. Я говорила им о том, что наша жизнь когда-то закончится, когда был такой разговор, они, точнее, пока старшая дочка, знает про старение и смерть. И про происхождение мяса. Но это взрослым свойственны частые мысли о конечности земного бытия, о смерти, о смысле жизни, а дети часто произносят фразы типа: "мама, мы всегда-всегда будем жить вместе!" или "я вечно буду ездить на своей крылатой лошадке к вам в гости" и другие фантазии, простирающиеся в вечность. И я предпочитаю не обрубать их фразами -напоминаниями о том, что вечного ничего не бывает, что мама когда-нибудь умрет, и ребенок сам - тоже. Я помню свое детское восприятие, когда есть ощущение, что жизнь прекрасна, бесконечна, и так будет всегда, а близкие будут рядом, не иначе. Пока есть ощущение, что мама нужна рядом всегда - пусть так и думает, а подрастет - возникнет желание отделиться, образуются другие привязанности и связи, и присутствие в их жизни родителей не станет настолько критичным, что позволит им спокойнее отпустить нас, когда придет момент. Но не сейчас. И поэтому, когда привязанность столь сильна, не хочу лишний раз обострять эту тему, наводящую ребенка на пугающие параллели и мысли о потере близких или самого себя. Пусть об этом пока не думают. То есть, я ничего не утаиваю, но и не акцентирую специально.
      .... много еще написала, но сайт не принимает из-за слишком большого размера. Прости за флуд)

      Удалить
    4. Света, привет!
      За флуд не прощу, я его не вижу :) Я рада, что это событие повлекло нашу переписку.
      Да, когда я прочитала первый комментарий, то почувствовала необходимость защититься, потому что соотнесла "балаган" с оценкой происходящего у нас на клубе.
      Но к концу своего комментария все же подумала, что это я тебя не так поняла. Поэтому твой длинный комментарий очень ценен, так как прояснил для меня твою позицию.
      Если я правильно поняла, что ты "примерив" на себя контекст праздника, почувствовала, что для тебя такой праздник не укладывается в общую картину мира.
      И конечно, не буду смеяться над тем, что для тебя муха или комар - хрупкое и удивительно тонкое создание, которое прихлопнуть жаль.
      Сама стараюсь их не давить, а отгонять, отпугивать или уж ловить на клейкую ленту.
      :)

      Удалить
  2. Оля, спасибо, что так подробно описала праздник! У нас как раз завалялось несколько почивших божьих коровок с последнего потепления. Надо их проводить достойно. Обменять на белых мух :)

    Знаешь, для меня этот праздник по ощущениям больше не о смерти (хотя и про нее тоже), а вообще про завершение, про закрытие гештальта.
    Умение закончить, остановиться, подвести итоги... разрешить себе поставить точку. Ведь иногда, чтобы сказать себе, что я не буду дочитывать эту книгу, дошивать этот долгострой, работать в этой профессиональной сфере, продолжать эти отношения, приходится что-то оплакать и похоронить в своей душе.

    И вопрос :) По твоему описанию у меня создалось ощущение, что этот праздник прямо противоположность Масленице, так и просятся на язык заклички зимы. Да и противопоставление костер (разогрев земли под первые посевы=похороны семян) - похороны мух. а по твоим ощущениям как человека-практика?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, понравилось? :)
      Да! Обменять мух черных на белых. У нас спустя неделю белые мухи полетели.
      Про закрытие гештальта? Да! Именно это я имею в виду! Для меня завершение чего-то - это смерть. Конец - это же смерть. Мы сталкиваемся с этим во внутреннем мире очень часто. Надо закончить урок, чтобы начать следующий. Надо прикончить чтение книги, если не хотим ее читать.
      То есть - смерть - повсюду, как метафора.
      И вот такие обряды, на мой взгляд - это развитие навыка ставить точку. Безжалостно вырвать сорняки, как одна из героинь Агаты Кристи.

      Масленица, говоришь?!
      Да! Ведь и масленица - это о солнце. И по идее - это весеннее равноденствие! Закличек зимы, увы, не попадалось! Может быть оттого, что мы совсем недавно живем в условиях, когда зима в радость?
      А может потому, что зима похожа на смерть. А смерть никто призывать не хочет?

      Удалить
    2. Оля, прошу прощения! Абзацы с упоминанием Масленицы просто выскочили из моего поля зрения

      Удалить
    3. Да и не за что. Представляешь, как у тебя хорошо чувство годового ритма развито, что ты, пропустив абзацы мимо внимания, уловила рифму двух равноденствий?

      Удалить