19 декабря 2014 г.

Зимняя сказка. Госпожа Метелица



В процессе написания этого поста, я поняла, почему эта сказка не подошла моим маленьким сыновьям, а меня зацепила.

При прочтении этой сказки мне сразу вспомнились две похожие сказки, где встречаются похожие сюжетные линии: "Морозко" и "Гуси-Лебеди".
И почему-то очень отзываются именно женские образы.
В этот ряд я бы еще поставила такие сказки как "Шиповничек" ("Спящая красавица"), "Золушка" и "Ослиная шкура".


Так или иначе в этих сказках есть четверка женских образов: злая мачеха, волшебница (подчеркивается ее связь со стихией, природой), девушка-нелюбимая дочь и ее антипод - любимая дочь мачехи.
Самый верхний слой смыслов (после прочтения Владимира Проппа) - это инициация, превращение девушки в невесту и замужнюю женщину. И сопутствующие этому событию процессы.
Например, сепарация от материнской фигуры. Этот момент оказался для меня на данный момент очень актуальным, поэтому попробую написать о этом.

Я вижу, что любимая дочь и нелюбимая - это две стороны одной медали. Если взрослая дочь остается любимой для матери, если находится под ее опекой, то исход таких отношений уродлив и печален.
«Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!».

Второй, жизнеспособный вариант развития материнско-дочерних отношений - это назвать свою мать мачехой и стать нелюбимой падчерицей.
И на этом этапе отношений все действия мачехи будут восприниматься как издевательства и ненависть.
(я как раз на этом этапе)

И финалом - послание на смерть.

Удивительно, что по ту сторону девушку встречает женское божество, стихийное божество, персонификация природы в том или ином виде (фея Сирень из "Ослиной шкуры" или Госпожа Метелица, или фея из "Золушки", которая из тыквы и крыс делает карету и кучеров).
В прошедшую весну я ощутила, копаясь в огороде, расчищая и подготавливая землю после зимы, вот это присутствие женской стихии, которая замещает мать-мачеху, Матушку-Землю и ее целительное воздействие.
Мужской образ Морозко, я сейчас подумала после прочтения первого варианта сказки под редакцией Александра Афанасьева, скорее всего слияние образов стихийного женского начала  и следующего персонажа (Анимус?) - жениха.

Но без проживания кульминационного события - послания на смерть - события не случается.
Мне сейчас очень важно прожить именно этот момент. Попробую собрать в кучу те моменты, которые помогут это сделать.
В первую очередь, на смерть девушку везет еще один мужской персонаж, который на фоне эмоционально яркой мачехи или сильной феи, выглядит исчезающе. Это отец девочки, который ее любит, но ничего сделать с мачехой не может. На мой взгляд, это указание на то, что предваряет сепарацию с матерью все же налаживание отношений с отцом, напитывание его любовью и принятием, и осознание, что его влияние и значение ослабевает.
Похоже, что инструкция, как получить любовь отца, в другой сказке ;)

А во-вторых... мне кажется важным еще несколько моментов, но я пока никак не могу их интерпретировать (надеюсь на помощь круга):
- почему все же зима?
- почему большое внимание уделяется тому, что падчерица была трудолюбива и незлобива (с одной стороны, это совсем поверхностный слой смысла, что с такими добродетелями любая девушка найдет себе жениха, с другой - не было бы тогда веретена, печки и яблони, работы и взбивания перины у Госпожи Метелицы)?

В общем, пост получился сумбурным :) Но очень важным для меня. Буду рада, если в комментариях продолжится обсуждение.

15 комментариев:

  1. Хм, Настя, хорошие вопросы какие.
    Зима - холод, сон (о! Спящая красавица!), вызревающая в смерти жизнь.
    Девушка должна умереть, чтобы родилась женщина. В подземном царстве (стране Мертвецов), девушка осваивает специфически-новые знания, и если выживет, то до свадьбы доживет.

    Трудолюбива - владеющая тайной мистического значение труда. http://serebniti.ru/2014/10/misticheskoe-znachenie-truda/

    Незлоблива. Если вы читали или слушали "Воспитание Пиноккио", то помните, что одним из результатов подлинного взросления Пиноккио становится его неЗЛОбливость. Так, он жалеет мошенников, а не желает им зла, "справедливого" возмездия.

    Но вот Морозко я не пойму.
    Почему девушка врет высшей силе, что ей не холодно, терпит, а ее за это вознаграждают?
    Падчерица отвечает грубо, да.
    Но ведь и падчерица не вежливость, а лживость, угодливость демонстрирует.
    Не пойму...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за ссылки! Прямо сейчас послушаю.

      А про Морозко... Почему ты воспринимаешь слова падчерицы как невежливость, лживость? Если это принятие, покорность? Смысл инициации - смерть (в прежнем качестве). И если противиться этой смерти, то инициации не выйдет.
      Мне кажутся ее слова выражением несопротивления, согласия на условия договора.
      Тепло так тепло, умереть так умереть (в "Госпоже Метелице" - нет проблем достать хлеб или стрясти яблоню, да и работать у страшной старухи тоже).
      Еще это может быть знаком, что падчерица находится в другом, переходном, пространстве (в отличии от дочери мачехи, которая находится в реальности, где жуткий холод, а в реальности не случается переход в мистический мир инициации). "Тепло ли тебе, девица?" - кодовый вопрос на готовность идти дальше.

      Удалить
    2. Оля, моя гигантская благодарность за ссылку про труд! Вот прямо не только про сказку, но и про многое, что сейчас в жизни происходит.

      Посмотрела передачи про Пиноккио, их очень много, если у тебя будет минутка, то скинь мне ссылку про взросление и незлобивость

      Удалить
    3. А в смысле проживания в реальной жизни про зиму-холод-сон? Естественной сепарации у меня не получается, поэтому хочу сотворить образ-обряд. Что может подразумеваться под этим зима-холод-сон? Какое действие?
      Я чувствую, что во мне очень много от "любимой" дочери - я груба, огрызаюсь (в том числе и на мать-мачеху). Нет незлобивости, трудолюбия, покорности и, как следствие, не получается придти к состоянию согласия на процедуру отрезания от.
      Вопросы, конечно, больше не к тебе, а для собственного размышления :)

      Удалить
    4. Зима, холод, сон?
      Если ты сейчас трудишься над обрядом-образом, то может быть подумать, что в тебе рождается при мыслях о зиме-холоде и сне?

      А мои размышления (может пригодятся)
      1. можно именно в этой сказке посмотреть, что там за Зима такая.
      2. Можно по другим. В частности в "Госпоже Метелице" под покровом снежной пелены растет травка, это покров защиты. Кстати - тут и рецепт обряда: когда снаружи зима (жизнь внешняя замирает), то важно провалиться в колодец (уйти в себя) и обнаружить там настоящую Природную мать (прикоснуться в себе к архетипу Матери), и проделать внутреннюю работу.
      О! А конкретные медитации на эту тему есть в тренинге Данилина "Путешествие в Мир символов".

      Удалить
    5. "Почему ты воспринимаешь слова падчерицы как невежливость, лживость? Если это принятие, покорность? Смысл инициации - смерть (в прежнем качестве). И если противиться этой смерти, то инициации не выйдет."
      Я же не говорю, что невежливость. Но лживо же.
      То есть моделируется такая "хорошая" девочка, которая мало того, что отмолчится и отплачется, а еще и скажет, что тепло, когда уже окостеневает?
      В общем как-то не лежит мне эта сказка.

      Может быть она, как и Иван Царевич по версии Проппа знает, что отвечать! И отвечает как положено, по закону? Откуда и для чего такой закон.
      Получается, что Иван Царевич даже нагло Бабе Яге заявляет, что, мол, сперва накорми, напои, в банье попарь, а Девушка должна говорить, что "ой, тепло, батюшка"?
      Типа, как бы тебя не имели, терпи и воздастся тебе? Не пойму!

      Удалить
    6. Про наводку на передачи про прикосновение к архетипу Матери - моя благодарность :)

      Оля, а насколько на тебя влияет образ падчерицы фильма "Морозко" Александра Роу? Когда ты пишешь про лживость и "хорошую" девочку, то я прямо вижу перед собой заиндевевшие ресницы и огромные глаза актрисы этого фильма.

      А еще я недавно читала про состояние переходов, так вот в этом состоянии отмечают "неадекватность" поведения, связанное с тем, что у человека разрушились опоры старого мира, а новые еще не выработались. И человек не ведает что творит (поэтому 40 дней, а то и год, к нему не совались, не разрешали участвовать в праздниках годового круга и прочее).

      Удалить
    7. http://audio.serebniti.ru/play/2769
      Про пещеру (образ явно материнский).
      http://audio.serebniti.ru/play/2774 про "злую мать"
      Про общение с Берегиней http://audio.serebniti.ru/play/2192

      Удалить
    8. "Оля, а насколько на тебя влияет образ падчерицы фильма "Морозко" Александра Роу? Когда ты пишешь про лживость и "хорошую" девочку, то я прямо вижу перед собой заиндевевшие ресницы и огромные глаза актрисы этого фильма".

      Настя, ты права, именно эту сказку и вижу (вот, как вредно детям сказки смотреть. Тут даже взрослая тетенька не в силах свои образы взрастить, что уж тут про детей говорить-то).


      Возможно, что да, она пришла в измененное состояние сознания.
      Или... О! Возможно, она правильно поняла вопрос! Не про холод телесный, а про тепло душевное?
      А? Как тебе?
      У меня прям потеплело.

      Удалить
    9. Интересно, а в праздниках отчего не поощрялось участие, ведь круг праздников - это хотя бы внешняя опора человека?

      Удалить
  2. "Второй, жизнеспособный вариант развития материнско-дочерних отношений - это назвать свою мать мачехой и стать нелюбимой падчерицей.
    И на этом этапе отношений все действия мачехи будут восприниматься как издевательства и ненависть.
    (я как раз на этом этапе)"

    Настя, а почему на этом этапе все "падчерицей" воспринимается как издевательства? Скорее, это про мачеху в сказке сказано, что в какой-то момент добрая матушка умирает, и появляется другая женщина, которая все, что ни сделаешь, бранит и поносит на чем свет стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно сейчас я смотрю план тренинга по сепарации от матери, и там есть пункт про "предательство матери". Судя по всему и со стороны матери и со стороны дочери в какой-то момент возникает естественное поведение, направленное на сепарацию (если у мамы все в порядке со своей сепарацией).
      И я так полагаю, что именно взрослый человек (как уже знающий, как несущий ответственность за своего ребенка) инициирует переход. Поэтому мачеха первая включает процесс бранью и поношением - ну а это метафора, когда трудовая нагрузка дается в соответствии с нормами взрослой замужней женщины, живущей в деревне.

      Удалить
    2. Ну вот да, взрослый инициирует.
      Кстати, очень похоже по этому поводу размышляет С. Биддалф в "Почему принцессы кусаются". Что подросткам нужно отделение от матери, важно это понимать, обеспечить безопасную сепарацию, в частности, очень хорошо помогает наличие "тети" - не обязательно родной, но доверенной взрослой женщины. Диада - злая мама и добрая тетя.

      Удалить
    3. Ну так вот, а по сказкам падчерица это не воспринимает как издевательство - она это оплакивает, терпит и трудится.
      А ты-то написала про падчерицу, почему?

      Удалить
    4. Читала статью и там обнаружила вот такие сведения (просо в копилку фактов о том, почему не мать родная, а мачеха злая):
      ссылка: http://psy-practice.com/publications/lichnye-otnosheniya/lyubovnitsy-i-zhenskaya-initsiatsiya/

      В женских этапах естественного взросления и становления существует ДВЕ важных психологических инициации.

      Ранняя и первая из них должна состояться от взрослой авторитетной женщины, но не матери (мать принимает нас с пеленок, и любит, не смотря ни на что; а поскольку инициация – это про не детское, а про - женское, то подойдет ее подруга, тетка, преподаватель, мать подружки, альфа-самка племени, и даже – случайная знакомая). Эта инициация служит внутренним подтверждением ощущения, что молодая подрастающая женщина является частью женского Рода, она им принята и среди таких же женщин как она – имеет право чувствовать себя «своей». В естественном варианте развития женщина получает инициацию незаметно, вовремя – обычно в предпубертатном возрасте и идет себе дальше взрослеть. Затем, через время она вступает в отношения с мужчиной, который инициирует ее уже иначе - как половозрелую женскую особь, способную воспроизводить потомство.

      Удалить