10 ноября 2014 г.

Эпохи

 

У меня методический вопрос.
Откуда вы берете информацию по эпохам. Когда, какие и как (английские и немецкие источники тоже пойдут, будет стимул подучить языки)?

Я наивно думала, что эпохи для первой семилетки - это только эпохи праздников.
Следующие - в соответствии с учебной программой (а она где водится?).

В книге "Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы" Дика Брюна я прочитала, что в детском саду проводится эпоха мастеров, когда приглашаются профессионалы для демонстрации своей профессии (кузнецы, пекари, художники и пр.).
Тут у меня нервно задергался глаз, и я испугалась, что упускаю что-то архиважное.

Мне очень важно сейчас перед глазами видеть программу (точнее, опорные точки), чтобы не разбрасываться, видеть перспективу и попытаться организовать процесс логично и последовательно.

И прошу Олю делиться тем, как проходит процесс обучения твоей старшей дочери сейчас (сочетание вальдорфской программы и российских стандартов образования). Хотя бы обозначением вот этих опорных точек - чтобы можно было увидеть перспективу тем, кому скоро предстоит пройти по тому же пути.

7 комментариев:

  1. Настя, привет!
    Тоже читала Брюна, но не запомнилось про эпохи мастеров.
    Мне пока что хватает эпох подготовки к праздникам. У меня не получается разом впитать и создать все вальдорфские традиции. А уж, что у тебя нервно задергался глаз, очень понимаю.
    У нас в третьем классе должна была быть эпоха ремесел и эпоха земледелия. Но для меня эти темы малоподъемны (в том объеме. что их дают в хорошо отлаженной вальдорфской школе). Поэтому глаз у меня тоже ой-как подпрыгивает, бедняга. Но знаешь, когда я прочитала о твоих переживаниях, взглянула на себя со стороны, то мне стало легче.
    Может быть и тебе будет легче, когда узнаешь, что не одинока.
    Сочетание вальдорфа и обычной программы для отчетности идет мучительно до слез! Насколько логична, красива, элегантна вальдорфская программа, настолько же хаотична, нервозна и бессмысленна обычная. Я понимаю, почему многие учителя такие нервные, ведь они отвечают за то, чтобы дать материал в бессмысленном объеме, раздроблено, не в то время. Это все равно, что кормить ребенка кошачьим кормом. Я так рада, что программу второго класса обычной школы мы изучаем сейчас и что есть хоть какой-то опыт подачи материала образно и целостно.
    Но невозможность получать вальдорфское образование на дому меня угнетает, периоды безысходности все время накатывают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я тебе сочувствую :(
      Меня пока не касается это сочетание жизни и программы. И вопрос как дилетанта (я не представляю вообще как будет организовано домашнее обучение у нас): а если разделить мух и котлет, в смысле, что вальдорф своим чередом, а общеобразовательная своим. Есть какие-то моменты, которые совпадают, есть, где какая-то из систем идет вперед другой. А вообще, на подготовку к общеобразовательной программе сколько времени в день уходит? Если как пишут в статьях "ура, ДО", что не больше одного-двух часов в день, то может и сделать эти два часа абсурда выделенными, без всяких попыток соединить несоединимое, а остальное время заниматься именно по вальдорфской программе. И не сочетать, то что идет одинаковое, а вести параллельно? Я наивна? Сейчас сформулирую вопросом: почему именно сочетание программ, а не параллельное их применение?
      Тут у меня включается прагматизм (мне тоже стало легче, что не у меня одной дергается глаз): пока я освою хоть немного эпохи праздников на уровне Гоши, потом буду осваивать школьные эпохи с тем же Гошей, а с Мишей эпохи праздников будут только дополняться и уточняться. С Мишей освоение школьных эпох будет попроще, а для третьей ляльки эпоха праздников будет уже нормой, и школьная программа тоже обкатана. У меня будет прогресс без излишних нервов, что не неидеальная мать. Старшие дети будут все равно участвовать в жизни с младшими, следовательно дополучат то, что я смогу дать. Лучше в 15 лет получить нужный образ, предназначенный для десятилетки, чем не получить его совсем. А общеобразовательная программа будет идти своим чередом. Кстати, еще вопрос: так ли это важно давать кривые образы общеобразовательной программы вальдорфскими методами?
      В общем, я оставлю все это многословие, хотя у меня собственно два вопроса про возможность параллельности программ и про стоит ли с вальдорфской методикой лезть в ту программу, которая с ними конфронтирует?

      Удалить
    2. Оля, как по английски будет то, что у нас называется "эпоха"?

      Удалить
    3. Настя, привет!
      Спасибо за идеи! да, я так и думала, чтобы давать параллельно, но как выяснилось, это не так просто.
      Может быть это потому, что я начала преподавать только в третьем классе вальдорфской программе и как раз начался первый обычный.
      И я не была готова ко всему этому.
      В обычной программе втиснуто гораздо больше, что-то совпадает с вальдорфом, что-то нет, так что сложно понять, как правильно действовать и поступать.

      Образы в обычной программе не кривые, нет. Их просто нет. Как нет и живого смысла. Видно, что есть какое-то понимание у составителей, своя логика, но такое чувство, что ее уже мало кто понимает.
      И например, как можно в первом классе рассказывать детям что есть транскрипция и фонетически нужно записать [карофа] вместо корова? Это ребенку, который еще только учиться читать?
      В вальдорфе же письменный буквы осваивают к концу второго класса, и акцент на целостном восприятии фразы как графического объекта, чего-то красивого, ритмичного.
      Второй класс обычной школы - раслечененка слова. У ребенка (особенно если его в 6 лет отдали) еще целостное восприятие мира и слова, а ему уже предлагается из слов выкорчевывать корень.
      В вальдорфе же это делается в третьем классе, как раз когда большинство детей начинает видеть разнообразие мира, и начинает ощущать свое отделение от него. Тут как раз корень важен - да, мы разные, но корень у нас общий.
      Причем про корень - это тоже песня отдельная. Ребенок с развитым чувством языка видит родство разных слов - например: лопата, лопух, лопасть, ан нет. Это не однокоренные слова. На мой же взгляд (и этот взгляд подтвердился на ряде лингвистических сайтов) - это однокоренные слова (ведь происходят же из одного корня), но не родственные (так как смысл у них разный).
      Ну и так далее. Мне приходится все время пояснять, что ученые так договорились для учебников.
      А есть просто ненаучные в своей нелогичности и неточности вещи, вроде определений в учебниках русского языка.
      Или правил, которые непонятно почему существуют.

      И для этого нужно найти образное решение. Я считаю, что такой материал еще важнее дать в образе, найти связи с жизнью, с практикой, с опытом.
      Ну и моя добросовестность не позволяет посадить дите с книжкой, сказать, читай от сих до сих, выполни упражнения, и проверить. Кроме того, когда ты преподаешь в вальдорфском (да хоть в каком ориентированном на ученика) ключе, то тебе важно видеть не на бумажке, а в общении, как он понимает материал.

      Хотя мне сложно удержаться от крепких выражений и язвительных замечаний.
      И уже увидела, что это плохо, что А. начала повторять, про то, что вот, мол, дебильный вопрос в тесте.

      Это меня встряхнуло, побудило посмотреть на вещи под другим углом, найти для себя понимание, зачем так делается. Так что, думаю, историю образования А. будет хорошо знать :)

      С другой стороны, благодаря такой трудоемкой работе, я начинаю лучше понимать и чувствовать математику, язык, географию, узнаю много нового. Но дается мне это тяжело :(

      Удалить
  2. Оля, привет!
    Прости, если вдруг напрягла тебя своей наивностью.
    Нда... (это я по поводу своих оптимистических представлений).
    А то, что школьная программа у вас началась параллельно третьему классу вальдорфской, это что-то дало?
    Гоше же 7 в следующем году, и т.к. ДР у него в сентябре, я хочу еще на год оставить дома (на момент 1го сентября 2016 года ему еще будет 7). И планирую вальдорфскую программу первого класса начать как раз с семи лет (или даже уже после Нового года). Стоит или нет начать раньше вальдорфскую программу? Какими недостатками\преимуществами такого подхода ты можешь поделиться?

    ОтветитьУдалить
  3. Гоше уже 7 лет! Как же время летит! Мне все кажется ему три :)
    И просто он очень развитый :)

    Настя, какой напряг, напротив, я когда прописала это все и излила душу, мне легче стало.

    >А то, что школьная программа у вас началась параллельно третьему классу вальдорфской, это что-то дало?

    Да, конечно дало, ведь в 7 лет А. спокойно изучала буквы, цифры, вязание, простейшие мелодии на флейте и прочая.
    В школу мы поступили, когда ей было 8, экзамен первый сдавали, когда было 9. Она спокойно отвечала, многое мы знали.
    И в принципе - подготовка к экзамену заняла месяц.

    Сейчас понимаю, что это выглядит примерно так - мы идем по Вальдорфу, потом месяц (в этом году - полтора) - на проверку знаний к тестированию и на само тестирование (два раза в год в этом году). В принципе - это несколько купирует вальдорфскую программу, а с другой стороны, дает возможность таких возвратов в прошлое, повтора пройденного материала, тем более что обнаружились значительные пробелы в знаниях за второй класс, и получается мы их ликвидировали быстро.
    И я вижу, что сейчас можно меньше времени уделять проживанию информации, лучше работает абстрактное мышление.

    В целом, если вальдорф подробнее останавливается на каких-то темах, разрабатывает их глубже, а обычная программа идет где-то на год с опережением. Так что разрыв в два года меня устраивает в целом.
    Но когда думаю, чем дети вынуждены заниматься в обычной школе - то просто волосы дыбом встают, особенно при тенденции детей в 6 лет в школу отдавать.

    > ДР у него в сентябре, я хочу еще на год оставить дома (на момент 1го сентября 2016 года ему еще будет 7). И планирую вальдорфскую программу первого класса начать как раз с семи лет (или даже уже после Нового года).

    То есть Гоше будет в сентябре 2016 семь лет. А учебный год 2015 можно посвятить первому классу? Ну так это же зашибись!

    >Какими недостатками\преимуществами такого подхода ты можешь поделиться?

    Главный недостаток - это то, что приходится тратить время и сопоставлять программы - это все равно трудозатратно и нервирует! Как было бы хорошо, если бы можно было идти только по вальдорфу, если бы у наших вальдорфских школ были дистанционные программы поддержки!
    Вальдорфская программа сложная, глубокая, она требует (как и школьная впрочем) обдумывание, нахождения образов и т.д).
    Когда погружен в вальдорф, то очень остро чувствуешь нелепость экзамена, надуманность вопросов, их оторванность от жизни.
    Меня это тоже раздражает.
    С другой стороны - практика ежедневной медитации, которая настоятельно рекомендуется воспитателю в рамках вальдорфской концепции, успокаивает нервы и помогает собраться.
    А общение с инстанциями - это часть моего участия в социальном организме, тоже важно уметь это делать и развивать навыки.

    И вот еще - я думаю, что да, программу первого, второго классов реально можно проходить за два часа в день, если дать ребенку книжки, отметить "читать от сих до сих", пояснить непонятные места, проверить решенные примеры.

    Но для меня сейчас это не подходит совсем. Вот сейчас в 9 лет - да, можно дать человеку учебник и прорешать часть задач. Видно, что это воспринимается, как ребусы и решается как семечки - в удовольствие. Поэтому, я надеюсь, что дальше мы будем увеличивать время самостоятельной работы над чем-то. Возможно - репетиторов приглашать (по физике, к примеру). Но главный урок - а это блок минимум два часа в день - скорее всего останется.

    ОтветитьУдалить