21 ноября 2014 г.

Песочные часы



Мой старший сын очень хочет понимать время - это важно для него, ему хочется знать, например, когда папа вернется с работы. И у меня в разные его возраста были разные попытки объяснить ему, как понимать время по часам. По тем часам, которые были в наличии дома, а это электронное табло на сотовом телефоне и наручные часы со стрелками. Судя по тому, что Гоша забывает на следующий день, как определять это самое время - значит еще не созрел, для этого нужно абстрактное мышление.

И тут встала необходимость объективно оценить промежуток времени для качественной чистки зубов. Я вспомнила о песочных часах (нам как-то давно подарили песочные часы именно для чистки зубов, но они по своей конструкции были несколько... недоделанными).
Купили в аптеке хорошие песочные часы на три минуты.
Теперь для всех есть объективный измеритель, сколько времени надо чистить зубы.

И эти часы используются еще как измеритель времени в других ситуациях. Например, мама спит днем и никак не может проснуться "ну, еще 10 минут". Я держу рядом телефон и фиксирую время. Гоша же не понимает по таким часам - он берет песочные часы и спрашивает, сколько раз должен пересыпаться песок (в это время можно потренировать простой счет в пределах 10, заодно мама окончательно просыпается).

И я себе задаю вопрос: может стоит с ребенком прожить в исторической хронологии изобретение приборов для измерения времени?
Измерить время тающей свечой, или капанием воды из пузырька, построить солнечные часы, или даже песочные (под картинкой ссылка на мастер-класс по песочным часам)? Или, что даже лучше, дать ему возможность самому изобрести свои часы...

Не знаю, какой тэг будет здесь уместен.

3 комментария:

  1. Тьфу ты! Писала и все стерлось!
    Настя, на мой взгляд, идея с песочными часами для помощи в чистке зубов и маминым дневным сном - замечательная. Живой образ, деятельный. понятный.

    И вообще, поразительно, как глубоко ты начинаешь продумывать вариант пояснения и проживания современных циферблатов, через историю времямерения.

    Ну и мои размышления и вопросы на эту тему.

    Понимание времени и возраст.
    Мы прикасались к этой теме в программе третьего класса - делали солнечные часы, смотрели, как время связано с путем солнца.
    Эта тема рассматривалась в общем контексте сквозной темы измерений, которая идет в период Рубикона (9-10 лет)
    По моим ощущениям - понимание измерений через свое тело, связь пространства и себя, времени и себя - очень важны для ребенка в тот возраст, когда он особенно остро начинает осознавать свою отдельность, сходит с радуги. Акцент был на том, что все в мире связано, и что человек (отдельный и одинокий) мера всех вещей. Ну и мы сделали вывод, что так не очень удобно в итоге, и введение метрической системы было вполне оправдано (заодно узнали, что это было связано с революционными идеями).
    Знаю, что история разных изобретений и открытий рассматривается в более старших классах (в седьмом, что ли?)
    Интересно подумать, что даст душе ребенка знакомство с исторей часов и измерения времени в шесть лет.
    Думаю, что во многом это зависит от того, как родители это подадут, но у меня большие сомнения на этот счет.
    Что думаешь?

    и еще - лично я бы трактовала вопрос "когда придем папа" не как основание для введения знаний о времени, но как напоминание о том, что для детей важен ритм и ощущение времени через события.

    Например, двухлетке мы скажем, что грудь дадим не через две минуты, а когда домоем эту тарелку.
    Так же и шестилетке, возможно, больше подойдет ответ, что папа придет, когда мы покушаем, поспим, поиграем, сложим игрушки.
    То есть не абстрактно время в часах, а живое, в событиях. Как тебе такая мысль?

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошее замечание про ритм и ощущение времени через события. Я сразу сопоставила факты: Гоша вспоминает о времени, когда нет ритма, но есть ближайшее важное событие ("придет папа"), или когда он чего-то очень-очень ждет (например, прихода гостей, а если они еще и задерживаются...). Мой ритм чаще совсем разваливается во второй половине дня, поэтому как раз в этот период и появляются у Гоши временнЫе вопросы. Что ж, вот и зона моего развития - выстроить ритмы второй половины дня :)

    А про изобретение часов и вообще знакомство с историей изобретения часов - да, еще рано, еще не вижу в Гоше потребности в этом. Отложу пока эту идею до более подходящего времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у нас тоже, когда гости - начинаются вопросы - когда, да когда! Благодаря тому, что ты подняла эту тему, я поняла, как отвечать ребенку! Потому что тоже автоматом ссылаюсь на часы, увы.

      Удалить