20 ноября 2014 г.

Праздники с детьми: зимние песенки, стихи, потешки.

Во вторник собрались клубом, в сильно сокращенном составе.
И очень эффективно, применив метод ментальной карты и планирование в четыре столбика, спланировали подготовку к празднику Спирали.
В том числе и хоровод на ближайшее время.
Пряха. Сычков Ф. В.

Хоровод

Стихи в хоровод:

1. Введенский А.И.«Лошадка» 
(«Жила-была лошадка…»)

Жила-была лошадка,

Жила-была лошадка,

Жила-была лошадка,
А у лошадки хвост,
Коричневые ушки,
Коричневые ножки.
Вот вышли две старушки,
Похлопали в ладошки
Закладывали дрожки
И мчались по дорожке.
Бежит, бежит лошадка
По улице, по гладкой,
Вдруг перед нею столбик,
На столбике плакат:
Строжайше воспрещается
По улице проход.
На днях предполагается
Чинить водопровод.
Лошадка увидала,
Подумала и встала
И дальше не бежит.
Старушки рассердились,
Старушки говорят:
«Мы что ж остановились?»
Старушки говорят.
Лошадка повернулась,
Тележка подскочила,
Старушка посмотрела,
Подружке говорит:
«Вот это так лошадка,
Прекрасная лошадка,
Она читать умеет
Плакаты на столбах».
Лошадку похвалили,
Купили ей сухарь,
А после подарили
Тетрадку и букварь.

2. ЧТО ЭТО БЫЛО?

Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.

И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!"
1940


1940

Даниил Хармс. Собрание сочинений.
Москва: Виктори, 1994.
3. 

Снежок

Николай Некрасов

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.




Пальчиковые игры

1. Здравствуй, белая овечка,
Шубка теплая, в колечко.
Пострижем к зиме овечек, 
Настрижем себе колечек.

Шерсть напрядем и смотаем в клубочки.

Из шерсти овечьей мне бабушка свяжет
И шапку, и шарфик, и свитер, и даже
Снежного белого цвета носочки.



2. Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Мы капусту в рот кладем.
Сок капустный пьем, пьем.



Песенки

1. Народный хоровод "Уж я улком шла, переулком шла"

Послушайте, как звучит хоровод по ссылке - какой там перелив мелодии.Хоровод отличный и в тему для пробуждения "генетической" памяти ритмов рукоделия (даже если таковая не существует, все равно, что в душе отзывается). Как раз в это время начиналась работа по прядению. И этот хоровод имеет прямое отношение к теме пряжи, прях и зимних посиделок.


Мы играли в такой вариант игры:

Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Нитка тянется,
Перетянется,
Клубок катится,
Перекатится,
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле,
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась. 

Когда мы стоим в хороводе (уже! мы ведь читаем уже стихи, поиграли в пальчиковые игры), нужно встать так, чтобы рядом стояли два взрослых.

Начинаем петь песню, а ведущий хоровода начинает вести всех за собой. Тогда как его сосед остается на месте. Руки не расцепляем, держимся друг за друга, и тогда получается, что весь хоровод закручивается в спираль. А когда все закрутились, то центр хоровода пытается выбраться наружу, вытягивая за собой собой нить всех остальных.
Но с детьми так играть сложно - ведь они еще маленькие и "нить" порвется.
Поэтому можно закручиваться и раскручиваться из спирали.



Барашеньки-крутороженьки

Барашеньки-крутороженьки
По лесах ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Деток потешали.

А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ


Тут очень хорошая запись песенки 
Коваленков А. (слова), Книппер Н. (музыка)
Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шёл медведь к себе домой

В тёплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге

По просёлочной дороге

И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -

Зашумел тёмный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,


Что зимой надо спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он зимою безмятежно

Спит теперь под крышей снежной,

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Чтобы составить хоровод важно прочитать стихи вслух и с выражением (смешно звучит, но это очень действенно), понять для себя, какие образы за ними стоят, какой ритм. И тогда можно "тасовать" стихи на свой вкус, создавая свой хоровод.
UPD Аудиозапись того, как можно проводить хоровод, объединяя разрозненные стихи в нечто целое. Этому я научилась у Евгении Филатовой и Гульдерай Раисовой в вальдорфском семейном клубе "Солнечный дом". Это просто пример, для вдохновения, а вообще я не думала, что интонации такие пионерские, есть над чем поработать.
Я бы начала с "Почему медведь зимой спит", потому что она смешная, и детей легко вовлекаются в ее театрализацию.
Потом бы напомнила, что холодает, и пора солить капусту и вязать теплые вещи. Тут поиграть в пальчиковые игры. (После изобразительной в полный рост песни - сесть и сосредоточиться на жестах рук).


Потом бы сделала бы хоровод "Уж я улком шла".


Это мягкая, спокойная активность.
На этом можно и остановиться. Как однажды сказал В. М. Ауэр нашим садовницам: "Вашего хоровода хватит на полгода нашему саду". Так что минимализм - это хорошо! 
Но если чувствуется, что не достает чего-то, то можно дальше перейти к стихам про "Лошадку" Введенского. Она очень ритмичная и в то же время текучая. Они не зимние, просто мне нравятся очень (хотя чинить водопровод могут и зимой, как это не ужасно :) ). И детям обычно нравиться изображать лошадку и старушек. 
Мне кажется, что это холерического тепмперамента стихи.
Потом можно опять "уменьшиться" и сделать пальчиковую игру по Хармсу, которая заканчивается вопрошающим жестом.
А завершить все "Снежком" Н. Некрасова, его повествовательная интонация поможет настроиться детям на свободную игру.

Настя, специально для тебя записала еще "Белые снежинки". Звучит совсем не бравурно-детсадовски, да ведь? Не судите строго, думаю, такие записи могут способствовать умалению роли перфекционизма. Как видите, не нужно быть Галиной Вишневской, чтобы петь своим детям %)

Начнешь делать и примечать, что идет, что нет, как дети реагируют. И всегда можно поменять. Однако дать себе время распробовать первоначальный вариант.

Что думаете?

P.S. Прошу прощения за странности форматирования, потратила 40 минут на исправления, и ничего не получилось. Если кто знает, как сделать, чтобы фразы не выходили за границы сообщения - буду признательна за подсказку.

9 комментариев:

  1. Оля, очень душевное исполнение. Мы с детками обнявшись слушали песенку. Да, от исполнения очень многое зависит. Если перепишу последний куплет про детский сад (сильно режет слух), то разучим ее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Ждем окончания. А то последний куплет еще и преждевременно вводит тему нового года, а снежинки еще только выпали с утра.

      Удалить
  2. Слушай, где вы находите все эти стихи и песни? Сами помните из детства? Ресурсы есть какие-то, где собрано все в кучу? Или перебираете кучу ссылок, чтобы найти пару жемчужин?
    И поняла одно из своих непониманий хоровода: мне все эти замечательные стихи и песни по отдельности нравятся, но я не вижу драматургию что ли. С первого взгляда и прочтения - просто набор стихов с зимней темой. Система "вдох-выдох" - не объединяющая, а организующая. Как сделать из этого целое? Точнее, как ты делаешь из этого целое?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перебираем, ищем. Кстати - много стихов в учебнике литературы оказалось, и как раз по сезонам разделены.
      А так - да, ищу, по сайтам. Потешку про овечку в саду услышала, но не нашла оригинальный текст, так что досочинила сама разные обрывки, отсюда корявость некоторая.
      Но очень мне нравится почему-то про колечки овечкины. Хе-хе.

      Удалить
    2. Сделала дополнение в тексте - можно послушать пример хоровода.

      Удалить
    3. Подумала, что труд значительный все это найти, собрать, объединить. Понятно почему на англоязычных вальдорфских сайтах все эти подборки продаются, ведь все это собрать и опубликовать - это отдельная песня!

      Удалить
    4. Оля, слушала несколько раз запись с хороводом. От меня ускользает принцип создания целостности, именно драматургия (я вижу хоровод как некое драматургическое целостное действо, объединенное сюжетом или еще чем-то).
      Все части, кажется, соединены искусственно "вот в это время капусту квасили - про капусту споем, а еще в это время с шерстью работали - про овечек станцуем".
      Т,е. тематически подборка сделана верно (опять же подчеркиваю, что с т.з. мои личных ощущений), но вот объединение по временному фактору (в это время выпадает снег, медведь ложится в спячку, квасят капусту и прядут) мною не чувствуется как драматургически-объединяющий.
      Может быть я не вижу еще каких-то моментов?
      Для меня вопрос хоровода очень сейчас очень сложен. Я продолжаю категорически не понимать этот вид деятельности.

      Удалить
    5. Настя, ну да, ты права. Все части соединены искусственно - это разные песенки и стихи, они не написаны специально для драматургической постановки одним автором. Я собрала то, что мне нравится и интересно, то что хотелось бы дать детям и объединила общей темой - в данном случае - сезоном. Что характерно для этого сезона? Какие сезонные работы делались?

      Разве нужно было бы подбирать эти стихи и песни, живи мы сами в ритме года? Вот будь у меня дома прялка, овечка, ткацкий станок - тогда мне не нужно было бы делать искусственный хоровод. Я бы просто села с веретеном и жужжала бы песеник потихоньку. Дети бы носились с соседскими детьми целыми днями, забегая домой покушать, дедушка бы им сказки сказывал.

      Пою про капусту не потому, что в это время капусту квасили, а потому, что мне нравится потешка про капусту (ну и к слову, мы ее действительно квасим в это время), и я вживляю ее в ткань хоровода.

      Да, думаю большинство взрослых людей чувствует себя искусственно и натянуто в такой сфере деятельности. Это странно - играть так с детьми, не Гамлета или Офелию, а "барашенек-крутороженек".

      Может быть тебе поможет разобраться с хороводом размышление над тем зачем он вообще тебе нужен?

      Удалить
  3. Девочки, очень вдохновляюще. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить