29 ноября 2014 г.

Кукольный спектакль



Когда что-то часто практикуешь, появляется материал для наблюдения, выявляются закономерности, в том числе и те, которые можно охарактеризовать "что-то здесь не то".

Собственно, вот такую закономерность наблюдаю я по окончанию кукольного спектакля у меня дома.
Дети рвутся закончить спектакль - еще не отзвучали последние слова сказки (возможно тут мои завышенные и необоснованные ожидания, но мне кажется, что при проживании сказки\концерта между последним аккордом и реакцией зрителя должна быть... пауза, некие мгновение тишины, переход из пространства сказки в реальность, возвращение), как начинаются соревнования, кто поможет первый задуть свечу, или кто следующий будет показывать спектакль "мама, ты закончила, сейчас буду я", "нет, я!", "нет, я первый!".

В случае "задуть свечу" - тут я думаю просто ввести новое правило, что начинаю и заканчиваю сказку я, значит зажигаю и задуваю тоже я. Если дети хотят задувать свечи - сделаем это отдельным действием, не связанным со спектаклем.

Второй момент - как-то так сложилось, что мои дети горят показыванием своих собственных спектаклей, но именно после моего показа (в свободной игре такого желания не появляется вообще). Сперва это было просто копирование первоначальной сказки, теперь это полностью свои истории (даже у практически трехлетнего Миши). Мне ценно проявление вот этого "своего" моих сыновей (тут не только идея, но и ее воплощение, практика публичного выступления, сценическое мастерство и т.д., да и вообще интересно, что у них в голове происходит).

Читая литературу по вальдорфской педагогике, я находила упоминание, что стол с кукольным спектаклем не для игры, что он закрывается тканью и находится в закрытом состоянии в игровом пространстве, но дети его не трогают.

Да, спектакль (со всем содержимым) - это особое пространство. Это ощущается мною сильно при посещении "взрослого" театра, когда есть тайное закулисье, на самом деле-то неинтересное, но кажется, что именно там создается волшебство, есть разделение пространства зрителя и пространства спектакля (хотя, возможно современные постановки эту грань стирают).

И я не могу пока прочувствовать, что же я хочу от окончания своего кукольного театра.
Пока писала варианты, то сформулировала вот что.

Мне очень важно, что мои дети сочиняют и показывают - это хочу сохранить, поддержать.
Но мне важно, чтобы у каждого представления был четко оформленный конец, чтобы зрители научились дослушивать до конца.
Мне почему-то важно сохранение разделения зрителя и внутренней кухни театра, его особого пространства. Наверное, это как в работе с образами (символдраме) - есть пространство работы с образами, из него нужно специально выходить в реальность, чтобы не остаться жить в своих фантазиях, пусть, возможно, и терапевтических.
Лично для меня эффект от сказки смазывается, когда сразу же начинают показывать другие истории. И я не могу понять, дети или перерабатывают полученные образы сразу в свой материал, или своими историями защищаются от образов моего спектакля.

Вот такой хаос мыслей.
Поделитесь своими размышлениями, опытом.

4 комментария:

  1. Продолжу размышления...
    В каждой сказке, каждом действии, таком, важном, должно быть начало и конец. Четко оформленные.
    Для начала, это приглашение "Сказка начинается...", зажигание свечи, открывание платочка.
    Конец - тушим свечу. И, фактически, все получается, Может оформленности концовки не хватает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мои детки несутся "заканчивать" сказку еще до финальной паузы, как только чувствуют приближение конца :(

      Удалить
  2. Настя, мне тоже кажется, что в таком случае смазывается сказка, и все впечатление.
    Это здорово, что детей она вдохновляет на творчество своей сказки, а с другой стороны - тут встает вопрос границ (по Гегелю:)

    Судя по всему, ты чувствуешь, что тут что-то не то. А что, как по твоему?
    И какие у тебя есть мысли по способам показать детям, что тут есть граница?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точнее, ты перечислила, что именно не так - сказка и стол сказки - это особое пространство, которое не трогает никто, кроме мамы-сказочницы, это волшебство.
      И возможно, тебя расстраивает, что ты не можешь вежливо, не задевая детского желания сочинять свои спектакли, установить этот невидимый занавес?

      Удалить