6 ноября 2014 г.

Осенняя сказка братьев Гримм. Румпельштильцхен


В комментариях к посту о сказке "Зимовье зверей" сложилось интересное обсуждение сказки братьев Гримм о гноме-Тихогроме или Румпельштильцхене.

Под катом приведу текст сказки и ветку комментариев.


Гном-Тихогром

ИС: По дорогам сказки. Сказки писателей разных стран в пересказах Т. Габбе и А. Любарской. М., «Детская литература». ДТ: 1973 

Жил на свете мельник. Был он стар и беден, и ничего-то у него не было хорошего, кроме дочки. Зато дочка и вправду была хороша - красивая, веселая, работящая. Старик нахвалиться ею не мог. Вот раз довелось мельнику разговаривать с самим королем. Ну, каждому человеку приятно своими детьми похвастаться. Он возьми да и скажи:

- Есть у меня дочка. Уж такая умница, такая разумница - из соломы золотую пряжу прядет!

Король очень удивился.

- Неужели, - говорит, - из соломы? Это мне нравится. Если твоя дочь и в самом деле такая мастерица, приведи ее завтра ко мне во дворец. Надо испытать ее искусство.

Мельник очень обрадовался. А на самом-то деле рано было радоваться. Он, видите ли, попросту хотел сказать, что дочка у него славная рукодельница и может даже из плохого волокна напрясть хорошей пряжи, а из плохой пряжи - наткать хорошего полотна. Только и всего.

А король подумал, что она и вправду умеет прясть из простой соломы золотую пряжу.

В том-то и беда, что короли не всегда понимают, о чем толкуют простые люди. А простые люди не всегда знают, что думают короли.

Но как бы там ни было, а мельник очень обрадовался такому почетному приглашению и велел дочке собираться назавтра в гости к королю.

Она принарядилась, как могла, - надела свое праздничное платье, цветную ленточку на шею, колечко на палец - и, веселая, отправилась во дворец, раздумывая по дороге о том, что ей велят делать - ткать, шить, вязать или всего-навсего чистить кастрюли и мыть лестницы?..

«Ну пусть что хотят, то и приказывают, - говорила она себе. - Уж я-то не ударю лицом в грязь».

Каково же было ее удивление, когда сам король встретил ее на пороге, отвел в комнату, битком набитую соломой, велел принести ей прялку и сказал: - Ну вот что, девушка! Твой отец рассказал мне, какая ты искусница. Принимайся-ка за работу. Если ты к завтрашнему дню перепрядешь мне всю эту солому в золото, я тебя по-королевски награжу. А нет - на себя пеняй. Ни тебе, ни твоему отцу несдобровать - вам обоим палач отрубит головы на городской площади. - И с этими словами король вышел, запер дверь на ключ и вернулся к своим делам.

Ах, как испугалась мельникова дочка! Она была мастерица на все руки: умела печь пироги, варить пиво, начинять колбасы; она вышивала золотом по бархату и цветным шелком по кисее; плела кружева легкие, как паутина; умела ткать самое тонкое полотно и вязать из шерсти узорные чулки, колпаки и одеяла, - но прясть из соломы золото она не умела. Да и никто не умеет.

Целый день просидела бедная девушка, ломая голову над тем, как ей выпутаться из беды. Она плакала, вытирала слезы своим вышитым передником и опять принималась плакать. Но так ничего и не придумала. Впрочем, она еще надеялась вечером, когда стемнеет, как-нибудь ускользнуть из этой страшной комнаты.

«Ведь откроют же они дверь хоть на минутку», - думала она.

И в самом деле - дверь открылась. Ей принесли ужин и три толстые свечи, чтобы она могла работать до рассвета. Но не успела она и с места встать, как дверь снова захлопнулась и ключ дважды повернулся в замке.

А под окном ходили все время двое часовых с алебардами, да и окно находилось под самой крышей. Разве что на крыльях можно было из него вылететь. Но мельникова дочка не умела летать, так же как и прясть из соломы золото.

От таких мыслей она заплакала еще горше, хотя ей и казалось, что за день она выплакала все свои слезы до одной.

И вот, когда она уже совсем потеряла надежду на спасенье, в углу что-то заскреблось, словно мышка пробирается из подполья на волю, солома зашевелилась, и в комнате появился маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.

- Добрый вечер, прекрасная мельничиха! - сказал он. - О чем это ты так горько плачешь?

- Ах, как же мне не плакать! - ответила девушка. - Король приказал мне напрясть из этой соломы золота, а я не умею.

- Ну и что же? - спросил человечек.

- Мне отрубят за это голову - ответила она.

Человечек задумался.

- Да, это очень неприятно,- сказал он. - Ну, а что ты мне дашь, если я за тебя напряду золота из соломы?

- Цветную ленточку с шеи и мою благодарность до конца дней моих.

- Очень хорошо, - сказал человечек.

Она пододвинула ему свой ужин и зажгла свечу. Ужин он съел с удовольствием, а свечу задул и сказал, что ему и так светло - от собственных глаз.

После этого он уселся перед прялкой и - ж-ж-ж... Колесо так и зажужжало. Не успела девушка сосчитать до трех, как вся шпулька была обмотана золотой пряжей.

Тогда он взял другую шпульку, третью, четвертую...

До самого рассвета жужжало колесо прялки. Девушка только и успевала подавать человечку шпульки и сматывать в клубки золотую пряжу.

И вот в комнате не осталось ни одной соломинки. Человечек взял у девушки обещанную ленточку и пропал, будто его и не было.

А тут и король постучался в дверь. Он так и обмер, увидев, что вся солома превратилась в чистое золото. Об одном только он пожалел: о том, что комната, набитая соломой, была недостаточно велика.

Но комнат во дворце было много, а соломы на дворе - еще больше.

Король велел набить соломой от пола до потолка другую комнату, гораздо больше прежней, сам отвел туда мельникову дочку и приказал сейчас же приняться за работу, если только жизнь ей дорога.

Бедняжка ничего не ответила и молча села за прялку, вытирая слезы.

Но, когда стало совсем темно, в комнате опять появился маленький человечек и спросил у нее:

- Что ты мне дашь, если я и на этот раз напряду тебе золота из соломы?

- Вечную мою благодарность и колечко с пальца.

- Хорошо.

Человечек взял кольцо. И снова завертелось и зажужжало колесо прялки.

А когда наутро король пришел поглядеть, что поделывает его пряха, он увидел, что она крепко спит, а вокруг нее лежит столько золота, сколько вчера было соломы.

Король еще больше обрадовался, но сказать «довольно» у него не хватило сил.

Он приказал набить соломой третью комнату. Она была втрое больше, чем обе прежние, вместе взятые, и соломы в ней помещалось тоже втрое больше.

- Ну вот что, - сказал король. - Если ты и эту солому превратишь в золото, ты станешь моею женой и королевой.

«Ничего, что она простая девушка, мельникова дочка, - думал он. - На всем свете я не найду себе невесты богаче, чем она».

И вот девушка опять осталась одна. А когда стемнело, к ней снова явился маленький человечек и спросил:

- Ну что ты мне дашь, если я и в третий раз напряду для тебя золота из соломы?

- У меня больше ничего нет, кроме благодарности, - ответила она.

- Этого мне мало, - сказал человечек. - Ты скоро станешь королевой. Обещай мне отдать своего первого ребенка - и я сейчас же сяду за прялку. А нет - прощай!..

«Кто знает, что еще будет, - подумала мельникова дочка. - Может, король вовсе и не женится на мне? Может, у меня и детей-то никогда не будет...» - и она пообещала человечку своего первенца.

Человечек опять сел за прялку. И, когда король поутру вошел в комнату, он зажмурился и закрыл лицо руками: вокруг лежало столько золота и оно так блестело, что даже смотреть на него было больно.

Король сдержал слово. Не прошло и трех дней, как во дворце сыграли пышную свадьбу. И мельникова дочка стала королевой.

А через год у нее родился ребенок.

Королева была очень счастлива и даже думать забыла о человечке и о своем обещании.

И вот как-то раз ночью, когда она сидела у колыбели, в углу что-то заскреблось, словно мышка хотела выкарабкаться из подполья на волю.

Королева вздрогнула, подняла глаза и увидела, что рядом с ней стоит маленький юркий человечек - большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках.

- Ну, - сказал он, - мое - мне! Давай-ка сюда то, что обещала! - и он протянул к ребенку свои длинные руки.

Ах, как испугалась королева! Как горько она заплакала, умоляя человечка взять у нее все драгоценности, все богатства в королевстве - даже мантию и корону - и только оставить ей ребенка!.. Но человечек стоял на своем.

- Нет, - говорил он. - Живое, тепленькое для меня милее всех сокровищ на свете.

Тут уж королева едва не лишилась чувств. Она упала перед человечком на колени и сказала, что умрет, если он не сжалится над ней.

И человечек сжалился.

- Хорошо, - сказал он. - Даю тебе три дня сроку. Если за это время ты узнаешь, как меня зовут, дитя твое останется у тебя. - И с этими словами он исчез.

Всю ночь королева перебирала в памяти имена, которые когда-либо слышала. На рассвете она разослала во все концы своего королевства гонцов и велела им разузнать в городах и деревнях, какие где встречаются имена и прозвища.

И вот пришла ночь, и человечек опять появился у нее в комнате.

- Может быть, тебя зовут Каспар? - спросила королева дрожащим от страха голосом.

- Нет.

- Мельхиор?

- Нет.

- Бальцер?

- Нет.

Королева называла по порядку все имена, какие только знала, но человечек всякий раз качал головой и усмехался.

- Нет, - говорил он. - Меня зовут не так.

На другой день она послала гонцов в соседние государства, чтобы узнать, какие имена дают людям в чужих странах.

Когда человечек явился к ней, она перебрала самые мудреные имена и прозвища, которые узнала от гонцов.

- Может быть, тебя зовут Реброхвост?

- Нет.

- Круторог?

- Нет.

- Лови-Догоняй?

- Нет, нет.

Что бы она ни сказала, он твердил в ответ одно и то же:

- Меня зовут не так!

И вот наступил третий день. Королева не могла больше припомнить ни одного нового имени и с нетерпением ждала возвращения своих гонцов, которым велела побывать на этот раз в самых глухих углах и закоулках, в хижинах угольщиков и в пещерах горных пастухов.

Один за другим гонцы возвращались во дворец, но никто из них не сказал королеве ничего нового.

Наконец вошел последний гонец.

- Королева! - доложил он. - Целый день ходил я по горам и лесам, но не услышал ни одного неизвестного нам прозвания. Имен на свете меньше, чем людей. Новые люди рождаются и получают старые имена. Я уж хотел было возвращаться домой, да зашел невзначай в такую чащу, где только лисы да зайцы желают друг другу доброй ночи, а человечьего духу и не бывало. И тут, меж тремя старыми деревьями, увидел я маленький-маленький домик. Перед домиком был разложен костер, а вокруг костра плясал человечек - большеголовый, длиннорукий, на тоненьких ножках. Он подскакивал то на одной ноге, то на другой и распевал:

Пусть клубится дымок,
Пусть печется пирог -
Славный выкуп мне завтра дадут!
На земле никому, никому невдомек,
Как меня под землею зовут.
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном,
А зовут меня Гном-
Тихогром!

Можете себе представить, как обрадовалась королева, услыхав это имя. Она щедро наградила гонца и села у колыбели поджидать человечка.

Он скоро появился, потирая свои длинные руки и посмеиваясь.

- Ну, госпожа королева, - сказал он, - как меня зовут?

- Может быть, Франц? - спросила она.

- Нет.

- Может быть, Кунц?

- Нет.

- А может быть, Гейнц?

- Нет.

- Ну так, может быть, Гном-Тихогром?

- Это тебе сам черт подсказал! Сам черт подсказал! - закричал человечек и от гнева так сильно топнул ногой, что она ушла в землю по самое бедро. Тогда он обеими руками схватился за левую ногу и в ярости разорвал себя пополам.


Обсуждение

Ольга Белоусова22 октября 2014 г., 18:21
Мы вчера начали сказку про гнома-Тихогрома, он же Румпельштильцхен.
Очень много смыслов и непонятные образы.
Единственное, до чего пока додумалась - это то, что нужно найти и назвать имя.
Если вспомнить, что А.Г. Данилин постоянно упоминает называние зверей, как специфическую работу Адама-человека, по называнию вещей своими именами, работу трудную, кропотливую, такую, что от нее поскорее захотелось вкусить от древа познания, то можно предположить, что в этой сказке тоже речь идет о назывании какой-то душевной силы.
Силы подземной (хтонической), очень мастеровитой, умеющей делать золото из соломы.И что это за алхимическая сила, интересно.
Ответы
  1. Ольга Белоусова28 октября 2014 г., 10:22
    И ведь девушка-королева в итоге поступает нечестно - ребенка не отдает, а гном еще и навстречу ей идет, дает три дня на отгадывание имени.
    Как появятся мысли - делитесь!
    Я уже нашла кое-что у Н. Мэллон. В другой раз напишу. Может и сама что-нибудь пойму.
  2. Анастасия Жигаева28 октября 2014 г., 12:10
    Знаешь, у меня первая мысль, что гном - это персонификация страха девушки. И одним из начальных этапов работы со страхом - это его поиск и называние.
    С этой т.з. зрения понятно, почему она не отдает ребенка, потому что страхи часто беспочвенны (если ты боишься, что у тебя ребенок, например, упадет из окна и разобьется, это же не значит, что ты пойдешь и выкинешь его из окна, чтобы твой страх оправдался?), потому что появляются по поводу ситуации в прошлом, а ситуация в настоящем - просто триггер, который вызывает из прошлого такую реакцию.
    Как это связать с тем, что гном помог ей напрясть пряжу из соломы - я пока подумаю.
  3. Ольга Белоусова28 октября 2014 г., 12:16
    Персонификация страха...
    Не совсем отзывается, но возможно тут есть ключ.
    С другой стороны - гном-страх, и гном - помощник - это две стороны страха - как страха беспочвенного, мешающего жить, и страха-стража, охраняющего от необдуманных поступков?
  4. Анастасия Жигаева28 октября 2014 г., 12:30
    У меня версия с персонификацией страха выстроилась в стройную теорию.
    У девушки случается страшное событие - ей грозит смерть - травма. Психика вырабатывает защитный механизм ( = гном), который ее спасает. Но он сразу объясняет, что если ты забудешь об этом случае и все пустишь на самотек (т.е. не проработаешь травмирующую ситуацию и не заменишь защитный механизм на здоровую реакцию), то поплатишься.
    Девушка практически поплатилась, но "лечебный" смысл сказки в том, что если человек вовремя не разобрался со своими травмами, то это возможно сделать в любой момент. И конкретно дается рецепт: ищи и называй.
  5. Ольга Белоусова30 октября 2014 г., 9:21
    О! Действительно стройная теория!
    Ведь ее забывание так описано, как часто психотерапевты описывают "странные забывания" очень важных травмирующих событий!
    Спасибо!

  6. Ольга Белоусова30 октября 2014 г., 9:25
    Еще момент - травма Девушки.
    Отрыв от дома = выход во взрослую жизнь, где от твои умений зависит выживание, и твое, и родителя. А жизнь тут же в лице короля подкидывает такие задания, к которым девушка не готовилась никак.
    Она в сказке прямо перечисляет кучу своих умений, но вот прясть золото из соломы и летать как птица - она не умеет.
    Травма - рождение из Девушки-еще-ребенка Взрослой женщины.
    Травма рождения. Прямо по Отто Ранку. Только это второе рождение. Угу-угу.
    Настя!
    Спасибо!



     

6 комментариев:

  1. В первый раз, когда девушка перебирает имена, то она называет Каспара, Мельхиора, Бальцера.
    Бальцер - это интересно, не Бальтасар по-немецки?
    И почему тогда именно имена Волхвов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вчера перечитывала сказку и тоже обратила внимание на эти имена. У меня мысль, что этот момент как-то связан с дарами (дары волхвов, вчерашнее обсуждение), возможно это развитие темы даров от Праздника фонариков к Рождеству (сперва девушка получает в дар напряденную солому, и на какой дар она рассчитывает потом?).
      И я хочу уделить внимание этому вопросу, прожить развитие образа дара, подарка, когда придет время даров волхвов.
      И тут мысль пошла дальше :) Сперва девушка получила дар от гнома, но с условием, что она отплатит (что тогда это за подарок, если за него надо платить?). А дары волхвов - это безвозмездный дар, это свидетельство (девушка надеется на то, что гном простит долг?). На мой взгляд, здесь ключевые понятия дар с оплатой, дар безвозмездный, долг, оплата долга - вот это буду обдумывать.

      Удалить
    2. Волхвы - дары?
      Может быть девушка так просит простить ей долг и подарить ребенку жизнь с матерью?
      Про то, что гном подносит ей дар - все же он сразу просит плату, так что это не подарок, точно.
      Какая же интересная сказка!!!

      Удалить
    3. Сказка интересная, но я никак не могу прочувствовать, что же в ней осеннего-ноябрьского. Наличие гнома и прядение соломы как осеннее рукоделие - это слишком поверхностно. Сказка про взросление девушки, про вход ее в зрелость (осень как эпоха зрелости) - это больше про начало осени тогда. Почему эту сказку отнесли к эпохе ноября?

      Удалить
    4. Настя, привет!
      Сказку выбрала вроде бы я сама - по наличию гнома, как персонажа.
      В Вальдорфе перед фонариками идет эпоха гномов, но в сказках гонмы довольно вредно себя ведут. Поэтому гномичьих народных сказок почти и не найти. В этой сказке - гном, хоть за плату, но помогает..

      Осень и ноябрь?
      "...Снопы на возах до земли".
      Комнаты, набитые золотой соломой, рукоделие, ночные посиделки девушек, страшные истории.
      Свадьба и рождение ребенка - осенняя пора вроде бы. И тут же она не просто на пороге зрелости. В сказке уже и свадьба упомянута и рождение ребенка. Простая работящая рукодельница стала королевой и матерью королевского ребенка.

      С каким временем года у тебя связывается эта сказка?

      Удалить
    5. Оля, и тебе привет! :)
      Я вдруг подумала, что может эта сказка не имеет привязки именно к времени года? Может она из другой эпохи? Т.к. школьных эпох я еще не знаю, то не могу сделать никакого предположения.

      Удалить