6 ноября 2014 г.

Праздник Фонариков: особенности

"Фонарики" уже на носу, а я тут малоорганизованная какая-то! Тьфу!
Ну уж, Настя, вдохновляясь беседой с тобой, пишу хоть так.
(Вот, все свалила на тебя)

Ключевое действо - шествие с Фонариками. 

Вы уже, наверное, все знаете, что шествие это родилось из истории про святого Мартина Турского.
Но я все-равно расскажу, вдруг не знаете?

Он крайне не хотел идти в епископы, так как для него виделось неправильным превращение церкви в значимый институт власти.
Кроме того, предпочитал городам проповеди в деревнях, чтобы обращать в христианство крестьян. И вот, Мартина пригласили отпеть смертельно больную в Тур. Когда же он явился исполнить свой долг, его попытались схватить, чтобы посвятить в епископы. Тогда Мартин изловчился и, улизнув, спрятался в чьем-то птичьем сарае.
Люди зажгли фонари и пошли искать своего будущего епископа, уж очень им хотелось видеть в этой роли Мартина.
Мартина довольно скоро нашли, ведь гуси подняли страшный шум.

Не могу найти легенду, из которой все это взяла, но вот так запомнила.
С тех пор и повелось устраивать шествие с фонариками и есть жирного гуся вечером 11 ноября.
А еще на Мартина пекут мартинские подковы и (в Польше и Чехии) - мартинские рогалики.
Рецепт подковок тут


То есть - вот минимум две традиции - шествие с фонариками и специальная еда.
Соответственно - можно устроить хоровод про фонарики, про Мартина, про его самый знаменитый поступок  - разделение плаща, приготовлять фонарики, готовить специальную выпечку.



Вальдорфцы рекомендуют это делать с детьми постарше - от второго класса. Тогда как раз можно в цикл легенд о святых включить историю Мартина.
А для малышей делается другая история.

"Фонарики" - это апофеоз эпохи гномов.
Земля засыпает, каменеет, но духи природы живут и действуют по прежнему. На фоне оголенных веток и слякоти их потайное делание проявляется отчетливее.
А также аботы перемещались в помещения (овины, риги), поэтому активизировались духи этих помещений: овинники, гуменники, рижники (наши русские гномы :) )."
Звери запасаются и прячутся в свои домики.
Это время делать запасы и делиться (как Мартин плащом, как гном-тихогром умением, а потом и себя пополам раздел (!), как человечки-сапожники - помощью бедному сапожнику, как семь гномов - домом с изгнанной сиротой Белоснежкой).
Время сосредоточения на себе, на внутреннем своем тепле, душевном огоньке, и на том, что этот огонек питается заботой о других.
Это волшебный огонек, который прирастает оттого, что им делишься с кем-то.
В прошлый четверг в "Солнечном доме" рассказывали как раз о празднике фонариков по следам бишкекского вальдорфского семинара, и этот момент - умения делиться - меня поразил, потому что я ушла как раз в самопогружение и самососредоточение. А аспект того, что свет - оно вообще-то светит, что фонарик испускает лучи от центра в темноту - упустила. Вот, спасибо вальдорфцам - напомнили.

(Кстати, потом и арифметическое деление удобно объяснять нравственно - разделить 10 яблок на 5 друзей и так далее. Не засушивающая абстракция и не "разделяй и властвуй").

И еще одной хорошей своей традицией поделились "солнечнодомцы". Выходя с детьми на прогулку, они берут с собой подарки гномикам - печенья или конфет (о, удобный способ избавиться от каких-нибудь вредных ирисок, оставшихся от новогодних подарков).
Проходя по парку, двору, дети и воспитатели смотрят, где есть гномичьи норки-домики. Дети сами быстро ориентируются, что вон та щелочка, или вот это дупло, или ямка под кустом - это вход в иной мир, мир гномов. Ведь для детей очень понятна идея живого мира, анимизм.
И в эти пороги другого мира кладутся подарочки гномикам на каждой прогулке.
А вот в день фонариков можно пройти и обнаружить, что гномы на своих порогах положили подарки детям.

А еще - Аня (садовница "Солнечного дома") передала из курса Ольги Старостиной (одной из ведущих вальдорфских дошкольных педагогинь) про праздник фонариков в их детском саду. К дню праздника воспитатели-садовницы готовят Гномичью страну.
Это  волшебный ландшафт, вроде столика года, но более значительный по размерам. Возможно это какой-то темный угол, например, под лестницей. Имитируется гора, на уступах которой разложены мешочки с подарками детям.
Мешочки хитроумно завязаны, так что открывать их долго, и откроют их дети только дома. А весь праздник носят на шее.
Представляете, какое издевательство над детьми ;)

В мешочках могут быть кристаллы (это могут быть подвески от старой люстры или камушки для аквариумов, или стразы), рукодельные подарки (крючок и моточек пряжи, например, или нитки и иголки, если возраст детей позволяет), открытки про гномов, закладки для любимой книги сказок или интересные камушки, которые коллекционировались весь год родителями.
Какие у вас еще идеи для подарков?

Круг  - стихи про осень, песни
"Поспевает брусника..." Бальмонта, например.
Песенка про "Кап-кап по дорожкам"

Хоровод   - про гномов или про запасливых животных. Хоровод идет целый месяц или хотя бы две недели.

Пальчиковые игры, стихи, песни.
Например:
"За рекой, за речкой
Облака в колечко..."

"Если бы я был бы маленький-маленький гном..."

"Раз Тимперли и Пимперли залезли на холмок..."

"Был маленький домик и маленький гномик..."

Песенки
Мы придумали на толкинские стихи свою музыку "За синие горы, за белый туман..."
"Мой Лизочек так уж мал,.." (Но она грустновата для малышей).
В общем - мало знаю песен на эту эпоху и пору.
Но есть две из вальдорфской традиции. Их можно взять в "Гармоничном ребенке" Л. Дыкман "Молоточком серебром по кристалликам бы бьем..."
и
"Гори, сияй, мой фонарик..."

Сказки
Румпельштицхен, или Гном-тихогром
Белоснежка и семь гномов
Гномы-сапожники
Зимовье зверей
В "Гармоничном ребенке" есть специальная сказка про девочку, которая ходила огонек искать у солнышка. (Мне она не нравится, но скорее всего,  я просто не доросла).
Кстати, "Василиса и Баба-Яга".

12 комментариев:

  1. Оля, а ты размышляла, почему печенье в форме именно подковы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, у меня как-то смутно связано это с образом Мартина на коне, когда он отсекает половину плаща для нищего.
      У тебя есть идеи?

      Удалить
    2. У меня две идеи, но на мой вкус натянутые. Первая - подкову-печенье можно разломить на две части и поделиться с другом. Вторая - с приметой, что подкову (но не знаю было ли такое в Европах) найти на счастье.

      Удалить
  2. Столько информации про хороводы, вдохи-выдохи и про праздник фонариков, что я пока теряюсь в этом обилии. Столько нюансов, которые хочу прочувствовать. Буду щупать слона по частям :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)
      Можно пользоваться тем, что я видела на вальдорфском семинаре в Бишкеке - делать все очень постепенно, по одному делу за раз.
      Например - ввести в один год - шествие, в другой - сказку.
      Или брать всего по-минимуму.
      Мини-цикл про композицию праздника как раз написан в поддержку тем, кто теряется:
      Круг (стихи, песенка по теме)
      Хоровод (можно его и не делать)
      Сказка на тему праздника
      Потом шествие и домой.
      Вдох, выдох. Можно прямо писать схему и туда вставлять события.
      А когда праздник начнется, то имея план, очень легко что-то менять местами или вычеркивать.
      Что у тебя вызывает затруднение?

      Удалить
    2. Да, делать понемногу.
      Затруднение в том, что очень много времени без реального опыта и примера уходит на проживание деталей (да и большую часть праздника занимает круг и хоровод, а для меня это самое неподъемное на данный момент). Может я перфекционистически тону в нюансах, но без понимания зачем, без ощущения верю-правда, сложно мне самой ощутить праздник, о котором я только где-то что-то читала вскользь. Я уже не говорю о том, чтобы передать это другим.
      Как-то трагично звучит :) Сложность была в том, что по сути это первый праздник, к которому я готовилась по-вальдорфски. Незнакомый совершенно. Вообще без знакомых традиций (и для участников тоже).

      Удалить
    3. Да, тут лучше один раз увидеть - и сразу все понятно делается! Но ведь не рекомендуется вести съемку праздников, поэтому в сети почти нет праздника от А до Я. Но ведь есть же Аня Квитко - она в курсе, как и что может выглядеть!
      Круг и Хоровод, говоришь? Что в них неподъемного для тебя? Могу ли я чем-то помочь?

      Удалить
    4. Круг и хоровод. Как бы это сказать... Основная проблема, что я чувствую себя дурой. Вторая проблема - найти то, что мне не будет резать слух, в идеале - чтобы нравилось (я поэтому в блог собираю сказки - это то, что я могу подобрать по вкусу; найду песенки-стихи - буду постить их). Третье - выучить (со школы убеждение, что я плохо запоминаю именно стихи-песни + сразу же это забываю).

      Удалить
    5. 1. Дурой? неожиданное заявление. А в чем? В том, что глупо выглядишь, когда ведешь круг?
      2. Найти то, что не будет резать слух...
      Круг - это может быть детская песенка - в эту пору года "Белые снежинки", например. Режет?
      Кстати, очень продуктивно делать семьей круг в начале дня - собраться, спеть песенку (в случае религиозной семьи - это может быть утренняя молитва), и рассказать, что мы сегодня будем делать.
      Хоровод - собраться, чтобы сыграть в пару пальчиковых игр - Сорока-ворона, кашу варила. Или стихи Саши Черного про гнома Скрута.
      Режет слух? Или чувствуешь себя глупо? :)
      3. Запомнить стихи - о, это можно уже отдельный пост писать!

      Удалить
    6. 1. :) Глупо выгляжу - да. Вот йогу делать - это полезно и приятно, а ручки над головой складывать на слова "колпачок у гномика"... меня это раздражает.
      2. "Белые снежинки" режут. Такой невыносимый детскосадиковский дух (хотя я сейчас ее послушала - Гошу прямо зацепило, требует учить). С зимними песенками и стихами будет полегче, выбор большой, да и у нас будет время составить хоровод всем вместе.
      Да! я только вчера ночью дошла до мысли, что в утренний круг просто идеально вписывается утренняя молитва.
      И недавно слушала Сергея Ивашкина, который делал акцент на то, что очень важно в начале чего бы то ни было рассказать о том, что будем делать от этого начала и до конца.
      И где-то сразу попалось очередное упоминание, что важно в конце дня безоценочно подводить итоги.
      Про хоровод я планирую написать как-нибудь.
      3. Оля, пиши пост! Прямо хоть к психологу иди, чтобы снять венец безбрачия *зачеркнуто* блок на запоминание стихов :)

      Удалить
  3. В копилку идей для праздника - небольшая статья с сайта вальдорфской школы "В Дачном" http://www.waldorfschule.ru/holidays/advent/
    Ценное в статье, что там описана атмосфера Праздника фонариков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какая хорошая статья. Спасибо!
      Атмосфера - раз. И выводы, что это все достигается без особо сложного реквизита - это два. (Для меня важный момент!)

      Удалить