27 октября 2014 г.

Композиция праздника: хоровод-райгон

Вальдорфская педагогика предлагает не только ввести детей в праздник за счет вдоха и выдоха.
Но и предлагает подготовить детей к празднику. Поэтому перед праздником за месяц (или хотя бы две-три недели) начинается эпоха праздника.
Устраивается специальный хоровод (его еще называют райгон или ритмически-театральная композиция).


Композиция хоровода

Подбираются стихи, песни, потешки, пальчиковые игры на тему праздника или времени года.
Желательно, чтобы это были простые, понятные детям стихи, ритмичные. С наглядными (не абстрактными) образами.
"Я однажды пыталась (так как мне тогда было скучно про гномиков чушь нести, не доросла еще до метаискусности детской поэзии) рассказывать на хороводе стихи И. А. Бунина про "Лес, словно терем расписной...". В дочери они вызывали сильнейший протест, а я как "эстет" пыталась настаивать на высоком. Ох. Учитесь на моих ошибках. :)
Народная поэзия и музыка замечательно подходят.


Потом хорошо бы причесать это все одно целое. И тут можно идти по принципу "вдох-выход", сжатие-расширение. Чтобы "присели" - "расправились". Можно постепенно "расти", раскрываться, начиная с сидячего круга, а потом - сжиматься.
И тоже - мои ошибки - желание сделать идеальный хоровод надолго оттягивают затею. Лучше взять три-два стишочка и сделать их, чем подбирать кучу стихов, а потом не иметь смелости их выучить.
Видите - как выгодно начинать с совсем малышами? Им больше двух-трех песенок и не нужно!

Вот если мы в этой группе будем сочинять хороводы - это будет чудесно. Ведь одна голова - хорошо, а три - лучше, как говорил Змей Гороныч.

А потом подбираем жесты к стихам и песенкам. У народных песенок и потешек - жесты уже есть (вспомните "Ладушки-ладушки", "Идет коза рогатая", "Каравай"). А стихам детских поэтов - важно подобрать жесты.
Жесты и движения передают основные события стихотворения. Для детей очень важно подражание, так что очень хорошо, если жесты отточены, скупы, не избыточно-рыхлы, уверенны.
То есть мы знаем, что хотим показать и выбираем наиболее выразительные движения для этого.
Тут как раз удобно последить за "сжатием" - "расширением", жесты сжатия, уменьшения и жесты раскрытия, возрастания - это помогает детям лучше ощутить  и понять свои границы, свое тело.
У жестов есть еще одна польза - они помогают лучше запомнить стихи, сперва нам, а потом и детям вслед за нами.


Зачем нужен хоровод?
В будни
В будни мы включаем хоровод (ритмически-театральную композицию) в ткань дня - например, после завтрака, или перед обедом. Всегда, в связи с определенным временем дня - хоровод.
Ну, тут не нужно писать про важность ритмичного дня для детей. Или нужно? Я могу ?)
Все садимся и некоторое время читаем, поем и показываем все стихи-песенки-потешки по теме праздника или сезона.
То есть по сути - мы играем с детьми, делаем им массажик, играем в ладушки, разыгрываем сценки. При этом помогая им переживать состояния "маленький" и "огромный" - это важно для "врастания" ребенка в свое тело. И помогая настроиться на праздник.
В хоровод можно включить и какой-то народный хоровод.
Например, осенью, перед праздником фонариков, когда мы рассказываем сказку "Зимовье зверей" можно в большой Хоровод включить народный хоровод "Тень-тень-потетень"
Вот тут на Ютубе хорошее исполнение - выразительные, но спокойные жесты. Я бы только в части про козу экспрессии убавила.
Эту песенку можно делать стоя, изображая всем телом.
В праздник
В праздник, после круга, мы снова делаем наш Хоровод по теме праздника. Для чего?
Дети настраиваются на сказку или приключение, благодаря ритму и мелодии. Кроме того, знакомый хоровод создает чувство защищенности. Ведь праздник - это новшество, новые переживания, это всегда волнует и тревожит. Вот как Настя ниже написала - незнакомый, значит, опасный.
А хоровод в этом событии - знакомый, поддерживающий момент, который успокаивает и помогает идти навстречу неизведанному в празднике.
Это как мама на детской площадке - ребенок оглядывается. видит, что мама на месте, и дерзает исследовать дальше.


Основные опорные моменты Праздника:
1. Вход - выход. Оформление входа в Праздник и выхода из него (Настя где-то ниже писала - можно тут вставить ссылку).
2. Вдох-выдох.
3. Хоровод
4. Сказка праздника.
5. Трапеза.
6. Приключение

5 комментариев:

  1. Составлять хороводы (а почему слово такое выбрали "хоровод"?) - я за!
    Оля, отдельно хотелось бы пост про композицию и надобность хоровода, как его составлять, как превращать в целое. Какое предназначение он играет в празднике и в будни?
    Мне непонятна (и неблизка; все незнакомое и непонятное - пока опасное) именно такая форма деятельности с детьми.
    К авторским стихам и песенкам у меня предубеждение (может, я, конечно, еще на уровне киндергарден :), а основное для этого периода - фольклор).
    Изыскания же в интернете и детской библиотеке показали, что русский фольклор имеет дыру дней в 90 между жатвой и рождественскими колядками. Никаких песенок-потешек, единицы сказок про животных (недельные сказки для 6ти и 3хлетки пока только про животных случаются) про позднюю осень и про переход от осени к зиме.
    Может это мои личные проблемы восприятия, но стихи (а я уже была согласна и на авторскую поэзию) про золотую осень и опадающую желтую листву не соответствуют моему душевному состоянию, особенно когда за окном метель-оттепель-мороз-гололед :)
    В общем, не до идеального хоровода, найти бы подходящее одно стихотворение и одну песенку именно для настоящего момента (а лучше уже для Праздника фонариков), поэтому прошу делиться ссылками, авторами и своими подборками.
    Я даже согласна сделать свой литературный перевод иностранной песенки, но пока не решаюсь лезть в дебри зарубежной музыки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хоровод - потому что все встаем или садимся кругом, стихи и песенки ритмически произносим хором, вместе. Наверное, поэтому хоровод.
      А не физкультминутка.
      У нас в саду и в школе садовницы и учителя называют это райгон - от немецких преподавателей, наверное. Или финских.
      Настя, ну мне кажется, что две фольклорные песенки - этого более чем.
      Слушай, интересно, что в фольклоре дыра в этом месте. Странно же - все дома, сказки должны рассказывать за работами. Ты смотрела Детский народный календарь Г. И. Дайн?
      Мы сейчас берем все про гномиков:

      За рекой, за речкой...
      Был маленький домик и маленький гномик...
      Если я был бы маленький-маленький гном..
      Кто живет под потолком?
      Песенка гномов из Властелина колец без части про Дракона: За синие горы, за белый туман...

      А про осень - А. Фет "Ласточки пропали...", А. Пушкин "Унылая пора!"

      У больших поэтов стихи сложные для детей. И вредные (по-моему).

      О! А вот у Хармса, про старичка маленького роста, который смеялся! Гном же?
      У Хармса мне очень нравятся стихи - простые, ритмичные, а взрослые легко там могут кучу подтекстов обрести :)

      Удалить
    2. Календаря Г. Дайн у меня нет :(
      О! Спасибо за направление мысли, посмотрю еще сборник "Круглый год", может там что-то найду.

      Гномики мне пока не близки, да и Гоше с Мишей на мой взгляд рано еще, у них хорошая реакция на сказки про животных, Гоша вот только-только заинтересовался волшебными сказками и волшебными персонажами.

      О да! Хармса очень люблю! Кроме этого стихотворения ( и еще парочки ^_^).
      Пойду почитаю стихи Толкиена, может поближе станут гномики :)

      Удалить
    3. А-ха-ха!!!
      а про старичка с детства люблю :)
      Гномики - земля, глубины земли, пещеры, "волшебники гномы в минувшие дни...", огонь, мастерство, железо, подземелья, сон природы, деятельный сон природы (о, румпельштицхен! ага!), вроде как сон, во время которого происходит обработка впечатлений за день, порою неприятные, порою жестокие, ворчливые, прижимистые.
      Домовые,лешие, банники - если присмотреться, они соответствуют разнообразию гномов и троллей в западноевропейской традиции.
      Может это и неверно с точки зрения вальдорфа, кстати сказать. Наверное, лучше в Гармоничном ребенке, например, уточнять.

      Удалить
  2. Постою пока, послушаю, добавить, к сожалению, нечего, т.к. этой темой не занималась )

    ОтветитьУдалить