17 октября 2014 г.

Осенняя сказка


иллюстрация Юрия Васнецова

Для октября выбрать сказку тоже стало делом непростым.
Почему-то сказка "Зимовье зверей" мне показалась именно осенней. Основной смысл ее - про делание запасов, о подготовке к трудному времени зимы. Или все таки это сказка для конца зимы? Как вы считаете?

Под катом сказка, которая была в моем сборнике (под ред. А. Н. Афанасьева, один из вариантов концовки, как оказалось).
И вторая, совершенно другая (если не ошибаюсь, пересказ И. Соколова-Микитова).

Зимовье зверей

Шел бык лесом; попадается ему навстречу баран. «Куды, баран, идешь?» – спросил бык. «От зимы лета ищу», – говорит баран. «Пойдем со мною!» Вот пошли вместе; попадается им навстречу свинья. «Куды, свинья, идешь?» – спросил бык. «От зимы лета ищу», – отвечает свинья. «Иди с нами!» Пошли втроем дальше; навстречу им попадается гусь. «Куды, гусь, идешь?» – спросил бык. «От зимы лета ищу», – отвечает гусь. «Ну, иди за нами!» Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух. «Куды, петух, идешь?» – спросил бык. «От зимы лета ищу», – отвечает петух. «Иди за нами!»
Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя: «Как же, братцы-товарищи? Время приходит холодное: где тепла искать?» Бык и сказывает: «Ну, давайте избу строить; а то и впрямь зимою позамерзнем». Баран говорит: «У меня шуба тепла – вишь какая шерсть! Я и так прозимую». Свинья говорит: «А по мне хоть какие морозы – я не боюсь: зароюся в землю и без избы прозимую». Гусь говорит: «А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденуся, – меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую». Петух говорит: «И я тож!» Бык видит – дело плохо, надо одному хлопотать. «Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу строить». Выстроил себе избушку и живет в ней.
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран – делать нечего – приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». – «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» – «А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее». Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», – и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку:
«Пусти, брат, погреться». – «Нет, не пущу; ты в землю зароешься, и так прозимуешь!» – «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню». Делать нечего, надо пустить; пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух: «Пусти, брат, к себе погреться». – «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так прозимуете!» – «А не пустишь, – говорит гусь, – так я весь мох из твоих стен повыщиплю; тебе же холоднее будет». – «Не пустишь? – говорит петух. – Так я взлечу на верх всю землю с потолка сгребу; тебе же холоднее будет». Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.
Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и зачал песенки распевать. Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: «Ну, любезные куманьки, я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, быка; для тебя, волк, барана; а для себя петуха». – «Хорошо, кумушка, – говорят медведь и волк, – мы твоих услуг никогда не забудем! Пойдем же, приколем да поедим!»
Лиса привела их к избушке. «Кум, – говорит она медведю, – отворяй дверь, я наперед пойду, петуха съем». Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал ее и тотчас прижал к стене рогами, а баран зачал осаживать по бокам; из лисы и дух вон. «Что она там долго с петухом не может управиться? – говорит волк. – Отпирай, брат Михайло Иванович! Я пойду». – «Ну, ступай». Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку. Бык и его прижал к стене рогами, а баран ну осаживать по бокам, и так его приняли, что волк и дышать перестал. Вот медведь ждал-ждал: «Что он до сих пор не может управиться с бараном! Дай я пойду». Вошел в избушку; а бык да баран и его так же приняли. Насилу вон вырвался, и пустился бежать без оглядки.

Зимовье зверей (вариант два)

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
      Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю,кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, если дождик пойдёт.
      Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всего спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана: 
      - Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы таскать, а ты будешь щепу драть. 
      - Ладно, - отвечает баран, - согласен.
      Повстречали бык и баран свинью:
      - Пойдём, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем брёвна носить, столбы таскать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
      Согласилась и свинья.
      Увидели бык, баран и свинья кота:
      - Здравствуй, Котофеич! Пойдём вместе зимовье строить! Мы станем  брёвна носить, столбы таскать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить. 
      Согласился и кот.
      Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
      - Здравствуй, Петя! Идём с нами зимовье строить. Мы будем  брёвна носить, столбы таскать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты крышу крыть. 
      Согласился и петух.
      Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали избу рубить.
      Избу срубили,печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
      Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, в друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился.
      Живут друзья не горюют.
      А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый, волк говорит:
      - Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не приду, прибегайте на выручку.
      Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
      - Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
      Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал:
      - Ку-ка-ре-ку-у!...
      Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
      - Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мяу-у!..
      Набежал бык, рогами волка в бок:
      - Му-у!.. Му-у!..
      А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит
      - Хрю!.. Хрю!.. Хрю!.. Кого тут съесть?!!!
      Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
      - Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!
      Услыхали волки, пустились наутёк. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили. А старый волк отдышался, им говорит:
      - Вошёл я, братцы мои, в зимовье, вижу — уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат:
      - Кого тут съесть?
      Не взвидел я свету — и вон... Ой, бежимте, братцы!..
      Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом и у зимовья больше никогда не показывались.

19 комментариев:

  1. Ух-ты! Какой замечательный выбор! Создать свой дом, и защитить его от захватчиков.

    ОтветитьУдалить
  2. Мы вчера начали сказку про гнома-Тихогрома, он же Румпельштильцхен.
    Очень много смыслов и непонятные образы.
    Единственное, до чего пока додумалась - это то, что нужно найти и назвать имя.
    Если вспомнить, что А.Г. Данилин постоянно упоминает называние зверей, как специфическую работу Адама-человека, по называнию вещей своими именами, работу трудную, кропотливую, такую, что от нее поскорее захотелось вкусить от древа познания, то можно предположить, что в этой сказке тоже речь идет о назывании какой-то душевной силы.
    Силы подземной (хтонической), очень мастеровитой, умеющей делать золото из соломы.И что это за алхимическая сила, интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ведь девушка-королева в итоге поступает нечестно - ребенка не отдает, а гном еще и навстречу ей идет, дает три дня на отгадывание имени.
      Как появятся мысли - делитесь!
      Я уже нашла кое-что у Н. Мэллон. В другой раз напишу. Может и сама что-нибудь пойму.

      Удалить
    2. Знаешь, у меня первая мысль, что гном - это персонификация страха девушки. И одним из начальных этапов работы со страхом - это его поиск и называние.
      С этой т.з. зрения понятно, почему она не отдает ребенка, потому что страхи часто беспочвенны (если ты боишься, что у тебя ребенок, например, упадет из окна и разобьется, это же не значит, что ты пойдешь и выкинешь его из окна, чтобы твой страх оправдался?), потому что появляются по поводу ситуации в прошлом, а ситуация в настоящем - просто триггер, который вызывает из прошлого такую реакцию.
      Как это связать с тем, что гном помог ей напрясть пряжу из соломы - я пока подумаю.

      Удалить
    3. Персонификация страха...
      Не совсем отзывается, но возможно тут есть ключ.
      С другой стороны - гном-страх, и гном - помощник - это две стороны страха - как страха беспочвенного, мешающего жить, и страха-стража, охраняющего от необдуманных поступков?

      Удалить
    4. У меня версия с персонификацией страха выстроилась в стройную теорию.
      У девушки случается страшное событие - ей грозит смерть - травма. Психика вырабатывает защитный механизм ( = гном), который ее спасает. Но он сразу объясняет, что если ты забудешь об этом случае и все пустишь на самотек (т.е. не проработаешь травмирующую ситуацию и не заменишь защитный механизм на здоровую реакцию), то поплатишься.
      Девушка практически поплатилась, но "лечебный" смысл сказки в том, что если человек вовремя не разобрался со своими травмами, то это возможно сделать в любой момент. И конкретно дается рецепт: ищи и называй.

      Удалить
    5. О! Действительно стройная теория!
      Ведь ее забывание так описано, как часто психотерапевты описывают "странные забывания" очень важных травмирующих событий!
      Спасибо!

      Удалить
    6. Еще момент - травма Девушки.
      Отрыв от дома = выход во взрослую жизнь, где от твои умений зависит выживание, и твое, и родителя. А жизнь тут же в лице короля подкидывает такие задания, к которым девушка не готовилась никак.
      Она в сказке прямо перечисляет кучу своих умений, но вот прясть золото из соломы и летать как птица - она не умеет.
      Травма - рождение из Девушки-еще-ребенка Взрослой женщины.
      Травма рождения. Прямо по Отто Ранку. Только это второе рождение. Угу-угу.
      Настя!
      Спасибо!

      Удалить
    7. Оля, если ты не возражаешь, то я вынесу эту сказку и ее обсуждение (в виде неотредактированных комментариев) в отдельный пост. Чтобы не затерялось.
      Если не сложно - дай ссылку на ту редакцию, которой ты пользовалась.

      Удалить
    8. Настя, я за!
      http://www.chukfamily.ru/Humanitaria/Gabbe/Gnom.htm
      Вот редакция сказки "Гном-тихогром".

      Удалить
  3. Про Зимовье зверей.
    Стала готовить эту сказку, перечитываю ее.
    У Соколова-Микитова, думаете, настоящая сказка или прилизанная для детей? Сомневаюсь я на ее счет.
    И почему в народной сказке в записи Афанасьева, звери не хотели строить дом, а потом угрозами его все же получили?
    Что это за образ?
    Не пойму.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я долгое время читала вариант именно Соколова-Микитова, и все звучало логично (главный акцент на том, что как подготовишься к зиме, так ее и проживешь - на битве с хтоническими волками и на победе).
      Но после версии Афанасьева у меня появились сомнения. А сама сказка как будто оказалась без важной части - что-то должно произойти со зверьми, который пришли на все готовенькое (либо я привыкла, что поросят, которые сделали домики тяп-ляп, должен съесть волк), либо с ними что-то должно случится, когда хищники по очереди приходят за ними.
      Я, как Эстес, ощущаю недосказанность, пропуск важного куска.

      Удалить
    2. Рассказывала сказку на клубе (вариант Афансьева). Цельно получилось. Ощущения пропуска не возникло.
      Попробовала попредставлять себе сказку в обратном и прямом порядке.
      С точки зрения быка легко удается.
      С точки зрения остальных посложнее, но тоже получается.
      Похоже - это разные наши человеческие состояния и качества. Но почему одни, без зазрения пользуются другим?
      Но в воображении все было логично. Как во сне.

      Удалить
    3. О!
      Может быть это сказка о воплощении человеческой души?
      Все части (идеи? сущностные части?) думают, что в "мороз" жизни-заземления они и без тела проживут. А потом выясняется, что без тела - никак.
      И только телец сразу понимает, что нужно строить тело-дом.
      А потом и Овен приходит (вот цикл передач Данилина про символическое значение знаков зодиака, как разных качеств человеческой личности http://audio.serebniti.ru/records/zodiak ) ?
      Свинья - умение копать под землей
      Гусь или кот - зверь-птица Бабы-яги
      Петух - часто жертва Лисы, и часто же - возвещает утро своим криком. Петух отогрелся и закричал - пробуждение к жизни.
      А потом, все вместе отбивают зло, которое пытается пожрать личность.

      Удалить
    4. Интересное рассуждение. Я поживу с такой трактовкой, обдумаю. Выглядит очень ладно.
      Единственное, мне с первого взгляда кажется, что должна быть какая-то фраза, примиряющая части=животных. Хотя это может быть желанием моего внутреннего коммуниста о всеобщей справедливости :)

      Удалить
  4. бегло прочитала девочки, я тут просто у Юнга на днях искала про архетип героя. У него есть статья "Феноменология духа в сказках", там он пишет про гнома в том числе, анализирует сказку немецкую

    ОтветитьУдалить
  5. в общем смысле гном - это архетип духа или мудрого старца и он появляется в сложной ситуации для героя, чтобы помочь и воспитать нравственные качества

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гном появляется действительно в сложной ситуации для девушки, чтобы помочь, но вот какие воспитывает нравственные качества? Может что-то ускользает от меня?

      Удалить
    2. О, Аня, спасибо! Почитаю Юнга еще!
      Но вот вопрос, как в этой в сказке он помогает, да? Воспитать нравственные качества?
      Делает за нее работу. Она отдает ему свои "драгоценности"
      А потом не выполняет обещание, наобещав, по сути, с три короба.
      Но какую-то самую важную драгоценность не отдает.
      А помощник потом разрывает себя пополам.
      Кхм..
      Видать, Юнга сперва бы почитать, блин. А то как-то очень конкретно у меня мозги работают.

      Удалить