29 октября 2014 г.

Недельная сказка. Осень

 Русских народных сказок про животных, которые подошли бы мне для поздней осени кроме "Зимовья зверей" я не нашла.
И тогда мне пришла мысль обратиться к сказкам народов Сибири.


Во-первых, сказки преимущественно про животных (это очень важно, потому что 6-и и 2х летний мальчики еще не созрели до волшебных сказок, тем более для показа их в кукольном спектакле). Во-вторых, я обращаюсь к фольклору родной земли (потом, когда у школьника будет эпоха краеведения, я думаю, эти сказки вернутся). В-третьих, в этих сказках преимущественно зимний колорит, да к тому же еще и непривычный (олени, тундра, яранга и пр.; характерные речевые обороты и литературные тропы), что создает особое настроение. В-четвертых, полугодовые полярные день и ночь как раз метафорически подходят к настоящему моменту смены летнего сезона на зимний.

Ниже сказка, которую я выбрала на эту неделю рассказывать и показывать кукольный спектакль.
Кукол для такой сказки быстро не сделаешь, поэтому я сделала нарисованный экран с фоном и нарисованных птиц на палочках. Основной акцент спектакля был звуковой - стук клюва дятла (стук деревяшки по деревяшке), сорочий треск (звукоподражание) и пение работающих птиц (птичка-свистулька с водой).


 ЛЕНИВАЯ СОВА
Жила в зеленом лесу серая Сова. Была ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелететь с дерева на дерево.
Как-то теплым днем она сидела в дремоте на лиственнице. Подлетел к ней пестрый Дятел и застучал по дереву. Проснулась Сова, встряхнула помятыми крыльями и спросила сонным голосом:
- Что ты, Дятел, шумишь - спать мне не даешь?
- Разве ты не видишь? - удивленно посмотрел на нее Дятел своими глазами, похожими на просяные зернышки.- Еду себе добываю.
- Ты что, не мог другого места найти? Убирайся отсюда! - прикрикнула на него Сова.

- Все трудятся, одна ты спишь. Хотя бы гнездо себе сделала! - сказал Дятел и улетел прочь.
Уселась Сова поудобнее и только было заснула, как снова услышала шум. Это Сорока подлетела к лиственнице и стрекочет над самым ухом. Закричала на нее Сова, а та не испугалась и говорит ей бойко:
- Почему ты все спишь? Посмотри кругом - все птицы хлопочут, у каждой свое дело: кто птенцов кормит, кто гнездо вьет. Никто не спит, все работают.
Не дождалась Сорока ответа от Совы и полетела дальше новости лесные собирать.
Опять задремала Сова, вдруг слышит, как над ее головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая птичка пух тополиный себе в гнездо собирает. А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.
Стыдно стало Сове, и решила она, как придет другой день, за гнездо приняться.
Наступила ночь. Была она очень холодной. Сова дрожала и плотно прижимала крылья к телу. Вспомнила она о теплом гнезде Синички - вот бы в таком поспать.
Длинной была холодная ночь. Даже глаза бесчисленных звезд неба замерзли и потускнели от холода. Всю ночь Сова мерзла и поджидала восхода Солнца.
Наконец Солнце взошло и согрело ее. Разомлела Сова от тепла и сладко заснула.
Так проходил день за днем, а гнезда себе Сова так и не свила из-за своей лености.

4 комментария:

  1. Ценная находка! Странно, что мой ребенок не любит сказки про животных. Кроме "Зверей в яме" от которой у меня прямо отвращение, хотя в детстве мне она тоже нравилась

    ОтветитьУдалить
  2. А в виде кукольного спектакля тоже не нравится?

    ОтветитьУдалить
  3. Настя, отличная идея!
    Я помню, как в детстве любила книжку "Сказки народов Севера".
    А почему не любят волшебные сказки? Гоше разве рано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гоше вроде не рано. И мы читаем волшебные сказки. Но, судя по его реакции (а очень различаются на волшебные и про животных), волшебные сказки, точнее их образы, еще сложны для него. Обычно много действующих лиц, много пространств, многоуровневый сюжет, внутри сказки может быть еще сказка, у каждого персонажа свои мотивы, свои пути. А Гоша - он по характеру импульсивный, быстрый, мальчик-налететь и победить. Ему не сложно послушать сказку, ему сложно ее уложить в голове, прожить. Как будто еще не хватает ресурса психического, чтобы охватить ее целиком. Он потом долго такие сказки препарирует, понимает, вспоминает нюансы (хочется эти сказки разбить на главы и читать частями по одной в неделю).
      Это не плохо, это вроде нормальная внутренняя работа, но по моим ощущениям, что такая работа ему еще не по возрасту.
      Поэтому я сосредоточилась пока на сказках про животных. К тому же Мише эти сказки как раз в пору.

      Удалить