27 октября 2014 г.

Композиция праздника: вдох - выдох

Основные опорные моменты Праздника:
1. Вход - выход. Оформление входа в Праздник и выхода из него (Настя где-то ниже писала - можно тут вставить ссылку).
2. Вдох-выдох.
3. Хоровод
4. Сказка праздника.
5. Трапеза.
6. Приключение

В принципе, праздники строятся по типу вдоха и выдоха, где вдох - это напряжение внимания для детей, а выдох - это расслабление. К примеру - рисование - это вдох, а подняться по лестнице от А до Б - выдох.
Попытка угадать с закрытыми глазами, что тебе положили в руку - вдох, а перепрыгивание по островам огненной реки - выдох.
То есть внутри "приключения" или "хоровода" могут быть вдохи и выдохи.
Есть и более крупный ритм вдохов выдохов: организованное взрослыми время  - вдох, свободная игра, придумывание занятий детьми - выдох.
Обычно в празднике есть основное событие, и чем младше дети, тем меньше допольнительных событий им нужно. Им с главным справиться ;)
И еще более крупный ритм дыхания - праздник/будни.




9 комментариев:

  1. Я пока не понимаю, как дифференцировать происходящее.
    Напряжение \ расслабление внимания пока слишком абстрактный признак для меня, мои личные ощущения противоречат даже тем пунктам, что ты написала для примера. И я пока не знаю, какой вопрос задать, чтобы понять принцип.

    ОтветитьУдалить
  2. В смысле - для тебя рисование - это выдох, а подняться по лестнице - это вдох (напряжение).
    В том смысле, что вдох - это та деятельность, что требует сосредоточения, а выдох - это моменты, когда у ребенка движется все тело. Или у взрослого.
    Например, у компьютера мы сидим - это огромный вдох, причем в основном глазами и кончиками пальцев.
    А встать и пойти полы помыть, подвигаться, потанцевать - это выдох.
    Послушать, о чем сын/муж/родители рассказывают, включить внимание на другого - это вдох, а отдаться своим мыслям - выдох.
    Тут легко можно представить, что если вдох или выдох затянулся - то это истощает и угнетает душевное и физическое здоровье.
    Вот если сейчас сесть и начать выдыхать, пока воздух внутри не кончится. Или наоборот - вдыхать.
    Поэтому дети, долго предоставленные сами себе получают огромный выдох.
    Поэтому на праздниках разлива комсомольского задора, где "бодры" надо говорить бодрее, так выматываются дети - ритма нет.

    Поэтому когда подбираем игры для "приключения" - то можно для начала механически следить за чередованием: тихая игра/занятие - шумная - сосредоточенная - подвижная - работа "головой" - работа всем телом и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тьфу-ты! Тут невозможно редактировать свои комментарии.
      Настя, там вопрос должен быть первой фразой!

      Удалить
    2. Оля, спасибо.
      Да, проблема в понимании и в том числе, что "посидеть в интернете в одиночестве, когда дети спят" воспринимается как выдох, от слова отдохнуть.

      Эта тема оказывается важнее, чем я думала, многое требует переосмыслить и переоценить.

      Удалить
    3. Ага, понятно!
      Да, можно еще так посмотреть - побыть без детей в одиночестве, когда дети спят" - выдох. В том числе побыть в интернете.
      В то же время, внутри этого выдоха, интернет - это вдох для тела (глаз, спины, попы и т.д), а затем нужен выдох - вроде танца или прогулки.
      Или так - чтение всяких интересностей в интернете - вдох (информации), а писание своего - выдох (рождение своего).
      Ну и так далее - пишите, у кого какие ассоциации.

      Удалить
    4. Начну с глобального. Если взять за основу деление годового круга на 45 дней с празднованием, то
      вдох - это подготовка к празднику, сам праздник (для участников)
      выдох - сам праздник (для организаторов) и некоторое время после него.
      Ритм недели пока у меня не выстроился.
      Ритм дня. Для меня
      вдох - это подготовка и проведение занятия
      выдох - это домашние дела, пока детки сами играют. Собственно, это и для детей вдох и выдох.
      Среди занятий чередуются занятия на вдох - чтение, рисование, т.н. развивающие занятия, лепка и пр. На выдох - пение, музыка, физкультминутка, танцы, йога, подвижные игры.
      Среди домашних дел вдох - что-то медитативное типа лепки пирожков, чистки картошки, помешивания супа. Выдох - активная помывка полов, развешивание белья, протирание пыли. (здесь я понимаю, что у каждого свое представление об медитативности и активности того или иного домашнего дела).
      Уловила суть?

      Удалить
    5. Да, уловила суть того, что и я понимаю под вдохом выдохом - по ощущение и после изучения вальдорфских книг.
      Единственное: праздник = для организатора выдох? Я всегда так волнуюсь вовремя праздника, что для меня это вообще - забыть дышать :)

      Удалить
  3. Об этом, но с т.з. танца

    http://vokina.livejournal.com/580745.html
    "Размышление о русском танце"
    Любое движение должно происходить как и м п у л ь с — р а с с л а б л е н и е. Объяснить это сложно. Лучше один раз показать. Но суть заключается в следующем.
    Человек находится в свободном состоянии. Импульс рождается в солнечном сплетении и мгновенно распространяется по всему телу. Далее следует расслабление и т.д. Но над всем этим можно и не задумываться, т.к. импульсы посылает нам мелодия, либо просто ритм. И нужно настолько гармонично сливаться с ритмом, чтобы он жил внутри нас.
    Кстати, этот принцип "ритма" присутствует во всем. Вдох — выдох. День — ночь. И во всем этом прослеживается толчок и отдых. Правда, это уже тонкости для специалистов, но, как ни странно, такой сложной техникой владеют деревенские жители, особенно пожилые люди. А ритмичность такая, что нам и не снилось!
    Не могу упомянуть такую очень важную, правда чисто техническую деталь. Это почти везде ощущение слабой доли. Так, например, в хороводах мы ходим на сильную долю (акцентируем) на "раз", а в деревне чаще всего — на "два", т.е. на слабую. Оттого они плывут и связывают мелодию, а мы маршируем и разрубаем.
    То же самое в плясках. Кажется такая мелочь — смещение акцента с сильной доли на слабую — но это уже совсем другая музыка и другая пляска (пользуясь терминологией джаза, возникает "свинг"). Все это говорит о том, что если мы живем, не отрываясь от природы, в соответствии с её законами, то и в джазе, и в африканских плясках, и в курской "Тимоне" принципы будут одни и те же.Теперь об импровизации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как сказал старый негр: "И снится мне страшный сон! Стою на сцене! Белый! И играю на барабанах и попадаю в сильную долю!"
      Только сегодня подумала, что давно упомянутую авторку не читала, как на тебе. Спасибо, Настя!
      Не поняла, что имеется под "тонкостями для специалистов". Ты как это поняла?

      Кстати, про ритмичность мне встречалось и у В. Леви - он предлагал учиться у сердца ритму "напряжение, расслабление, отдых".

      Удалить